РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ШКОЛА – КОЛЛЕДЖ – ВУЗ

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТОВ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ

Кадеев Дамир Нуруллович, декан радиотехнического факультета УлГТУ

Профессиональные стандарты применяются как в сфере труда, обеспечивая управляемый карьерный рост и профессиональное развитие, так и в сфере образования, где создают основу для разработки программ профессиональной подготовки и более эффективных методов оценки аттестации результатов профессионального обучения.

С 1 июля 2016 года вступил в силу ст. 195.3 ТК РФ и применение профстандартов стало обязательным для работодателей всех форм собственности.  В соответствии с Постановлением Правительства РФ №584 от 27.06.2017 года организации всех форм собственности, в том числе вузы, должны обеспечить разработку и реализацию плана-графика внедрения профессиональных стандартов. Переход на профессиональные стандарты необходимо завершить до 1 января 2020 года. Целью реализации мероприятий план-графика является обеспечение эффективного перехода университетов на работу в условиях действия профессиональных стандартов. При этом должны быть решены следующие основные задачи:

  • Разработка и осуществление организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих эффективное внедрение профессиональных стандартов в университете.
  • Приведение локальных нормативных актов университета в соответствие с профессиональными стандартами.
  • Совершенствование кадровой политики университета в соответствии со стратегией внедрения профессиональных стандартов.
  • Организация методического и информационного обеспечения процессов внедрения профессиональных стандартов в университете.
  • Организация системы профессиональной подготовки и аттестации работников университета в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.

Для решения стратегической задачи создания и развития национальной системы профессиональных квалификаций Указом Президента Российской Федерации №249 от 16 апреля 2014 года был создан Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

Нормативно правовой базой деятельности по созданию и развитиях национальной системы независимой оценки квалификаций является принятый 3 июля 2016 года Федеральный закон 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», которым устанавливаются правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, а также определяет правовое положение, права и обязанности участников такой независимой оценки квалификаций [1].

Национальная система квалификаций развивается в виде сети Центров оценки квалификаций, формируемой по территориально-отраслевому принципу. Задача создания регионального сегмента Национальной системы квалификаций является актуальной, своевременной и полностью соответствует стратегическим интересам нашего региона. Создание такого сегмента позволит реализовать сбалансированную систему взаимодействия граждан, бизнес — структур и государственных органов исполнительной власти в области формирования, развития, накопления, воспроизводства, оценки и защиты квалификаций и компетенций в целях создания глобальной конкурентоспособности региона.

В соответствии с законодательством университеты не могут непосредственно выступать в роли Центров оценки квалификаций, но они могут принимать участие в организации и проведении квалификационных экзаменов в качестве экзаменационных центров или экзаменационных площадок. Такой экзаменационный центр может иметь многоотраслевой характер и он взаимодействует с Центрами оценки квалификаций на основе договорных отношений. Этот базовый экзаменационный центр при университете может осуществлять по ряду профессиональных квалификаций привлечение на договорной основе в качестве экзаменационных площадок колледжей и техникумов среднего профессионального образования, где имеется соответствующее оборудование, расходные материалы и подготовленный персонал для проведения практической части квалификационных экзаменов. Таким образом, в университете может быть создан Базовый региональный экзаменационный центр по сути являющийся региональным интегратором экзаменационных площадок.

Вузы могут и должны становиться основным источником по формированию экспертного сообщества для целей проведения независимой оценки квалификаций. Подготовка таких экспертов осуществляется Советами по профессиональным квалификациям. Наличие достаточного количества экспертов является необходимым условием осуществления деятельности Центрами оценки квалификаций.

Другим значимым элементом взаимодействия вузов с Национальной системой квалификаций является проведение дополнительной профессиональной подготовки, повышения квалификации, а также осуществление методической и консалтинговой поддержки предприятиям и частным лицам.

Важнейшим элементом внедрения Национальной системы квалификаций является согласование Федеральных образовательных стандартов с требованиями профессиональных стандартов.

Вовлечение университетов в процессы внедрения Национальной системы квалификаций, использование богатого университетского опыта в области подготовки и сертификации квалификаций по ключевым направлениям подготовки специалистов будет способствовать быстрому развертыванию системы оценки квалификаций на все уровни профессионального образования от начального профессионального до высшего и послевузовского. При этом сами университеты получат дополнительные возможности повышения качества образования и конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».