РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ШКОЛА – КОЛЛЕДЖ – ВУЗ

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ШКОЛА-КОЛЛЕДЖ-ВУЗ-ПРОИЗВОДСТВО: ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Попов Николай Алексеевич,  к.т.н., доцент  кафедры «Самолетостроение» ИАТУ УлГТУ

Чоракаев Олег Эдуардович, к.т.н., доцент  кафедры «Самолетостроение» ИАТУ УлГТУ

Непрерывное образование – это постоянное совершенствование знаний,  умений и навыков человека, вызванное стремлением быть актуальным в существующей профессиональной и социальной среде. В настоящее время оно должно учитывать современные и перспективные общественные потребности и удовлетворять стремлению человека к самообразованию, разностороннему и гармоничному развитию на протяжении всей жизни.

Непрерывное образование предполагает согласование формируемых на различных этапах обучения знаний, умений и навыков по содержанию, по времени и по объему изучения. Кроме того, непрерывное обучение разделяют на обучение в процессе профессиональной подготовки в процессе осуществления профессиональной деятельности.

По экспертным оценкам, в ближайшие 10 лет около 80% используемых сегодня технологий устареет, при этом четверо из пяти работников будут иметь образование, полученное более 10 лет назад. Поэтому требование непрерывного обновления знаний, умений и навыков становится необходимостью. Оно  определяет новую парадигму современного образования: «не на всю жизнь, а через всю жизнь».

На настоящее время в российском образовании выделяют две крайности — установку на академичность и на развитие компетентностей. Достижение компромисса между ними видится в практике совершенствования системы непрерывного образования, т.к. существующая система не обеспечивает быстрого реагирования на изменение образовательных потребностей общества.

Система непрерывного образования и ФГОС

Сейчас система образования России переживает сложный период. Она должна решить задачу по резкому повышению практической направленности обучения путем перехода на развитие компетенций. Выпуская учёных-теоретиков, мы создали огромную нехватку узких специалистов. Наши выпускники испытывают серьёзные трудности, связанные с невозможностью сопоставить свои теоретические знания с практической деятельностью.

Идет лихорадочный процесс ускоренной модернизации  системы образования всех уровней. За последние несколько лет, не закончив реализацию ни одного образовательного стандарта, мы спешно переходили на ФГОС-3, ФГОС-3+, ФГОС-4. В министерстве образования понимают, что родившиеся стандарты настолько «сырые», что исправлять их нужно не дожидаясь окончательного внедрения.

Несмотря на это, определенный опыт внедрения ФГОСов мы уже получили, первых бакалавров выпустили. Но в педагогической среде продолжается дискуссия по формулированию компетенций, методам их формирования, оценивания и реализации.

Наш ИАТУ УлГТУ, к сожалению, не является лидером в  области реализации ФГОС. Некоторые педагоги заняли выжидательную позицию, в дискуссиях не участвуют и ждут четких указаний. Многие из них до сих пор не перешли от оценки знаний к методам оценки компетенций.

Проанализировав существующие образовательные стандарты  можно сделать вывод, что обсуждаемая сегодня проблема непрерывности образования в России является весьма актуальной. Особую значимость она приобретает на этапе внедрения образовательных стандартов. Ее важность и своевременность ни одним ФГОС не оспаривается, но формы методы реализации требуют совершенствования. Высказанные нами предложения могут быть реализованы в руководящих документах.

Мы, как доценты ИАТУ УлГТУ, в своей работе хотели бы несколько расширить проблему обсуждения. В свете темы конференции считаем целесообразным включить в связку «школа-колледж-вуз» четвертый элемент — производство. Именно успешное устройство выпускников на предприятиях и возможность получения достойной зарплаты после обучения позволяет охарактеризовать правильность применяемых методов оценки компетенций.

Территориально наше подразделение расположено на расстоянии 560 м от главного входа крупнейшего в России авиазавода АО «Авиастар-СП» и на расстоянии 150 м от МЦК «Ульяновский Авиационный колледж». У нас в образовательном процессе нескольких общих направлений подготовки, но приоритетными являются «Самолёто- и вертолётостроение» и «Информационные системы и технологии». Особенностью является то, что «вечерников»-заводчан у нас больше, чем «дневников»-школьников.

Рассмотрение проблемы «Актуальности аспектов непрерывного образования в связке школа-колледж-вуз-производство» мы бы хотели начать с визуальной оценки сложности взаимодействия между участниками процесса, которое представлено на рисунке 1.

 Первый участник этой связки — школа. Последние изменения ФГОС НОО (начальное общее образование) вступили в силу 1 января 2016 г.

Действующий документ несколько упростил работу педагога. Он определил полное содержание учебного предмета или курса; сформулировал оценку предполагаемых результатов и утвердил тематический план. Таким образом, исходные данные для формирования компетенций определены.

Второй участник связки — колледж. Он находится на этапе внедрения ФГОС четвертого поколения для СПО. Предполагает профессиональную подготовку специалистов среднего звена в полном соответствии с текущими экономическими и производственными требованиями.

Рис. 1. Взаимодействие образовательных процессов в связке «школа-колледж-вуз-производство»

На рисунке показано, что колледж ведет подготовку по программам двух и трех с половиной лет. Поступать в колледж могут после 9 и после11 классов школы и с производства. Обучение происходит по различным программам, что предполагает некоторое различие в уровнях компетентности выпускников, которые надо учитывать в непрерывном образовании.

Третий участник связки — вуз. Находится на этапе внедрения ФГОС-3, +3 и 4. В настоящее время предполагает пятьдесят одно направление подготовки бакалавриата. В ИАТУ реализуются 7 из них.

Поступать в вуз можно после школы, после колледжа и работникам предприятий. Поступающие имеют различные уровни подготовки и обучаются по программе бакалавриата, ускоренного бакалавриата и специалиста. Необходимость учитывать многообразие уровней компетенций и связей между участниками образовательного процесса делает реализацию задачи непрерывности образования трудно выполнимой. Однако реализуемые образовательные стандарты предусматривают возможность успешного решения этой сложной задачи.

Рассмотрим, для примера, направление 09.03.02 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ, введенное Приказом Минобрнауки России от 09.09.2015 N 999. Рассмотрим применительно к решению задача непрерывного образования.

Согласно этому приказу обучение по программе бакалавриата расширено и возможно в очной, очно-заочной и заочной формах обучения. Кроме того, возможно обучение по индивидуальному учебному плану, устанавливаемому организацией. Реализуя непрерывное обучение организация вправе применять современное электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, которые должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных формах.

Из сказанного можно сделать вывод, что при реализации непрерывного образования в связке школа-колледж-вуз основное внимание по решению задач непрерывного образования должно быть уделено вузу, а задача реализации непрерывного образования на этапе обучения может быть решена.

Современное состояние проблемы непрерывного образования

В настоящее время проблема непрерывного образования требует реформирования. У нас в институте выпускники колледжа составляют весьма значительную часть студентов. В группах «бву» они, например, составляют 90…100% обучаемых. И если большая часть «дневников» ориентирована только на получение диплома о высшем образовании, то среди «вечерников» преобладают студенты, ориентированные и на получение самых современных знаний авиационного производства.

Анализ посещаемости и успеваемости студентов показывает весьма  неравномерное обучение студентов по различным дисциплинам, даже у одних и тех же преподавателей. Оказывается, что студенты «не могут»  изучать некоторые дисциплины виду недостаточной подготовки, некоторые «не хотят» изучать, т.к. они им не нужны, а некоторые они «изучали в колледже». На лицо острейшая проблема непрерывного образования — несогласованности учебных программ школы, колледжа и вуза. На каком этапе и на каком уровне согласования учебных программ надо заняться? Кому поручить эту работу? Лично у меня нет данных, что эта работа где-то проводится.

Кроме того в учебных планах вуза еще не в полной мере реализовано декларированное ФГОС право выбора конкретные дисциплины обучаемым в пределах общего учебного времени. Однако в структуре существующих программ прикладного бакалавриата для дисциплин базовой части отводится 105…120 у.е, а на вариативную часть 99…111, т. е. практически одинаково.

Далее. При рассмотрении несогласованности программ мы не учли еще одного участника — производство. Могу сказать, что сейчас его потребности значительно превышают возможности вуза.

Пример: Оборонное предприятие Нового города один год готовит выпускников вуза для своей работы. Желая уменьшить расходы, оно выступило с предложением готовить студентов последних курсов и выплачивать им зарплату за учебу. Набрали желающих, оформили режимность, сходили на производство и список группы сократился. Не всем по силам оказалась будущая работа. Слишком большим оказался разрыв между уровнем преподавания в вузе и потребностями практики. Это еще одна проблема непрерывности образования — «школа-колледж-вуз-производство» — на лицо значительное отставание учебных программ вуза от проблем практики.

Вам наверно интересно, что было с оставшимися студентами. А ничего не было. Предложение умерло на этапе решения межведомственных вопросов: где учить, на чем учить, как платить, как оценивать. Студенты увидели, что их недоучивают, а оборонное предприятие по-прежнему целый год готовит выпускника к  работе. Это острая проблема.  Ее следует отнести к проблемам всего российского образования.

Посещение предприятия вызвало к жизни еще некоторые идеи. Работники предприятия работали с интересными программами, которые способны значительно улучшить образовательный процесс в вузе. Некоторые из них они готовы были передать нам по договору, но мы отказались. Нам не на что было их устанавливать. Оказывается, что в школе, колледже и вузе используются однотипные бытовые компьютеры, а на производстве — специализированные. Школу за такую политику можно похвалить, а вузы надо наказать. Те, кто обеспечивает поставку в вузы бытовых компьютеров наносят значительный ущерб Российскому высшему образованию.

У нас в ИАТУ сейчас шесть, как нам кажется, современных компьютерных классов. Каждый из них  загружен программным обеспечением, но только для группы дисциплин. Классы не взаимозаменяемы, но коэффициент их использования значительно ниже нормы. Достаточно было бы 2…3-х универсальных классов с более мощными компьютерами.

Далее. В образовательном процессе, создавая цифровые модели, у нас объединяют до двадцати деталей. Сразу проявляются ошибки проектирования: то с отверстиями ошиблись, то размеры не совпали, то ручка об стол ударяется. Но за рубежом оцифровывают самолеты.  А в России оцифровывают лишь истребители, наполовину — некоторые пассажирские самолеты. Почему? Для создания цифровой модели самолета необходим суперкомпьютер. В ведущих и вузах России они есть, а Ульяновске ни одного: задач для суперкомпьютера не видят.  Но он необходим новому поколению авиастроителей и университету.  Оптимальное место его размещения — ИАТУ.

Непрерывное образование и учреждения повышения квалификации

Современная реформа образования России обошла стороной действующие  образовательные учреждения повышения квалификации, которые реализуют профессиональную переподготовку: институты повышения квалификации, курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры, службы занятости и др. В них решение задач непрерывного образования проводилось по мере необходимости в течение всей трудовой деятельности работников. Однако в  современных условиях они не смогут решить задачи непрерывного образования.

Рассматривая проблемы непрерывного образования, немаловажное значение имеет место, где граждане могут его получать: на месте своего проживания или работы или в другом регионе. Существующая система централизованной профессиональной подготовки не в полной мере соответствует потребностям производства. Должны быть созданы новые технологии в образовании: дистанционное обучение, кейсы, компьютерные симуляторы, тренажерные комплексы, деловые игры, проектные методы обучения и др., которые позволят реализовать непрерывное образование.

Непрерывное образование должно быть интегрировано в образовательные учреждения различного уровня. Должна быть создана возможность для устойчивых связей между производителями и потребителями образовательных услуг. Наряду с традиционными формами непрерывного образования (повышение квалификации, обучение и переподготовка работающих граждан, бизнес-образование, обучение безработных граждан) должны получить развитие прикладные магистерские программы, а также обучение инвалидов, женщин по целевым программам, мигрантов, граждан, уволенных с военной службы.  Должны разрабатываться законы, нормативные акты в сфере образования, где будет определяться государственная политика, стратегия в области непрерывного образования. В совокупности вся вышеперечисленная деятельность в сфере непрерывного образования является воплощением в жизнь инновационного подхода к решению проблем реформирования образования.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы: основная задача непрерывного образования — это развитие инновационного мышления. Нужно научиться решать существующие проблемы общества, человека, экономики. Новое возникающее непрерывное образование должно дать возможность человеку нового времени усилить свой ресурс саморазвития в любом возрасте. Вузы должны сыграть в этом главенствующую роль.