РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ШКОЛА – КОЛЛЕДЖ – ВУЗ

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РАЗВИТИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Тур Виталий Иванович, профессор кафедры «Архитектурно-строительное проектирование», УлГТУ

Тур Алексей Витальевич, доцент кафедры «Архитектурно-строительное проектирование», УлГТУ

Ускорение информационно-технологических процессов в обществе привело к формированию парадигмы «образование через всю жизнь», которая сменила существующую парадигму «образование на всю жизнь».

Рост профессиональной конкуренции на рынке труда формирует новые требования к качеству профессиональной деятельности, новые компетенции, знания и умения, которые динамично меняются и которые невозможно учесть в традиционном классическом образовании.

Принятая Россией стратегия всесторонней модернизации страны требует формирования нового социально-психологического типа человека, готового и способного к переменам. Функции подготовки и формирования такого человека может взять на себя система дополнительно образования в широком смысле этого термина, которое должно научить умениям ориентироваться в огромном пространстве информации, обрабатывать ее в сжатые сроки, структурировать, осмысливать и применять в деятельности, самостоятельно достраивая информационные картины мира [1].

Важно, что целью дополнительного образования является образование конкретного человека (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) и поэтому управление качеством образовательного процесса перестает быть проблемой и предметом ответственности только преподавателя, как субъекта процесса – в равной степени ответственность за качество процесса принимает на себя и слушатель [1].

Вместе с тем в России по данным Росстата процент специалистов, охваченных программами повышения квалификации с 2010 по 2013 год уменьшился с 15,8% до 13,8%, полагаю, что и в 2014-2016 годах происходило дальнейшее снижение процента участников дополнительного профессионального образования.

В странах с развитой экономикой число людей, получающих дополнительное образование, доходит до 50%. Во всем мире лишь 40% специалистов продолжают к 40 годам жизни работать по специальности, указанной в дипломе [2].

Это говорит о колоссальном отставании дополнительного профессионального образования в России в последние годы. Основной из причин такой ситуации по нашему мнению является то, что государство полностью ушло из сферы дополнительного профессионального образования. И дело, конечно, не в том, что были отменены дипломы, удостоверения и свидетельства государственного образца, а в том, что это решение усугубило и резко сократило объемы финансирования дополнительного профессионального образования, привело к деградации и отставанию научно-методического обеспечения, материальной базы образовательных учреждений. Возникли неразрешенные до сих пор проблемы оценки качества и организации контроля деятельности образовательных учреждений, что привело к разрушению целостности образовательного пространства страны, к появлению сотен псевдообразовательных учреждений дополнительного профессионального образования, которые за скромные деньги, по демпинговым ценам «образовывают» в кратчайшие сроки (обычно за один-два дня) десятки тысяч специалистов по любой из мыслимых и немыслимых программ. Это реальный ответ рынка на принятые государством решения [3].

К сожалению, на этом фоне положение высших учебных заведений с их структурами ДПО не завидное. Они проигрывают по всем пунктам такого «бизнеса». Начиная со стоимости обучения и кончая сроками обучения. Единственное реальное преимущество, которое есть у вузов и которое мы слабо используем – это качество образования. Но с другой стороны, качество не может стоить дешево и на качественный продукт должен быть запрос. Однако следует признать, что абсолютное большинство вузовских образовательных программ ДПО являются фрагментами по структуре и содержанию традиционных образовательных программ по соответствующим дисциплинам и практически ничего нового для слушателей не представляют. В лучшем случае это старательный повтор пройденного ранее материала. Есть ли возможность изменить сложившуюся ситуацию? Полагаю, что есть. Если проанализировать совокупность современных законодательных актов по труду, то мы увидим, что сегодня, по сути, формируется совершенно новая система трудовых отношений. Да, это очередная реформа, но этот процесс идет полным ходом и он необратим. Речь идет о системе профессиональных стандартов, которых сейчас уже более 800, о системе аттестации работников, о системе сертификации квалификаций работников. Это тот блок законов и документов, который в ближайшее время станет проблемой практически для каждого активного юридического и физического лица. Это тот блок вопросов, с которым не справится никакая фирма-однодневка в системе ДПО. Это те вопросы, с которыми могут работать только реально действующие, развивающиеся системы дополнительного образования, в том числе в высших учебных заведениях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Борисова Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию: Учебное пособие. М.: Домодедово: АНПК МВД России, 1999 г.
  2. Антоненко С.А. «Дополнительное» не менее важное, чем «основное». Ж. Качество образования. Март 2013 г.
  3. Тур В.И., Тур А.В. О развитии дополнительного профессионального образования в сфере архитектуры и строительства. Материалы международной н.-м. конференции 25-26 сентября 2013 г. «Архитектурное интерпространство 21 века: опыт, проблемы, перспективы». Санкт-Петербург, 2013 г.