РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ШКОЛА – КОЛЛЕДЖ – ВУЗ

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Трощий   Анаида   Рачиковна, доцент кафедры «Экономика и менеджмент» УлГТУ

Актуальность. Вопрос обеспечения высокого качества образования на сегодняшний день – важнейший, и без его решения развитие России, как и сохранение её полного суверенитета, представляется весьма проблематичным. Получаемые  студентами знания нужны для принятия правильных решений – и управленцами, и специалистами. Без достаточной базы накопленных качественных знаний принимаемые решения будут слишком далеки от оптимальных, а, значит, и все организации, и страна, – от достижения поставленных целей. Как мы уже писали [5], идеи рождаются путём перехода количества накопленной релевантной информации в её новое качество – в идею. Происходит это в полном соответствии с важнейшим всеобщим законом диалектики, который формулируется так: переход количества в качество. Переход этот происходит внезапно, мгновенно, скачком. В психологии это явление получило название инсайт. Инсайт – это озарение, догадка, внезапное нахождение решения проблемы, над которой человек долго и настойчиво думал. Он сопровождается «ага-реакцией». Озарило, осенило – так говорят в подобных случаях учёные, которые долгое время работали над какой-либо проблемой, и вдруг решение пришло! Мы считаем: это означает, что накопилось критическое количество релевантной информации и произошёл скачок, информационный взрыв; иногда он сопровождается вспышкой света. И чем больше человек, решающий проблему, имеет в своей памяти знаний, да и просто информации, тем выше вероятность нахождения правильного решения, рождения качественной идеи. А благодаря правильным решениям и предприятие будет процветать, и страна, и все её институты (образование, медицина, культура и т.п.).

Да и умным человеком может считаться, полагаем, лишь тот, кто принимает правильные решения. Для этого и нужны знания…

Психологические аспекты обучения. В процессе исследований психических познавательных процессов психологи пришли к выводу, что люди помнят только 10% того, что читают; 20% того, что слышат; 30% того, что видят; 50% того, что видят и слышат одновременно; 70% того, что говорят сами; 90% того, что сами говорят и делают одновременно [2]. И китайский мудрец Конфуций, ещё в 6 веке до нашей эры говорил: «Я слышу – и забываю, я вижу – и запоминаю, я делаю – и понимаю» [7]. О пользе зрительного представления  учебного материала пишут и современные учёные, например, Соколова И.Ю. и Кабанов Г.П. [3, c. 68]. Следовательно, на лекциях для успешного усвоения материала  и накопления знаний, необходимо задействовать одновременно две разные сенсорные системы – и аудиальную (слуховую), и визуальную (зрительную) – т.е. студенты должны и слышать, и видеть. Поэтому столь важно в учебном процессе, особенно на лекциях, использовать технологии визуализации материала, в том числе компьютерные. А остальные 50 % информации студенты усваивают на семинарских занятиях (говорят сами) и практических (говорят и делают сами).

Оснащение учебного процесса. Лекционные аудитории с учётом необходимости визуальной доступности материала оснащаются по-разному. И если совсем недавно аудитории оснащались одним общим экраном, проектором и компьютером, то теперь этого оказалось недостаточно (!). И наметилась новая тенденция: устанавливают персональные экраны – см. рисунок 1 а).

Причина перехода к персональным экранам одновременно и проста, и неожиданна, и очень серьёзна: у студентов резко упало зрение! Как установлено, например, автором [4] Табурца В.А., применение планшетов и смартфонов развивает близорукость. О том же свидетельствует кандидат медицинских наук, практикующий врач-офтальмолог, Гульназ Алтынбаева. В интервью Хлыстовой К. она говорит: «…если раньше только 20-30% детей в возрасте до 16 лет имели близорукость, то сейчас эта цифра возросла в 2-3 раза и составляет 60%. То есть больше половины школьников сейчас имеют проблемы со зрением. Это чудовищные цифры! Это опять же влияние гаджетов, телефонов, планшетов и неправильная осанка ребёнка во время подготовки уроков и чтения книг. По последним данным и прогнозам, лет через 15-20 Россия догонит Китай и Японию по количеству близоруких. Там они составляют почти 80% населения» [6].

Аналогичная картина и в УлГТУ. А выяснилось это случайно, когда проверка конспектов студентов показала, что некоторые студенты не записывают лекции, так как плохо видят. На вопрос «А почему очки не надеваете?» девушки ответили: «Мы стесняемся…». Т.е. у студентов не только зрение снижено, но ещё и комплекс неполноценности на этой базе формируется… Затем, в 2016 и 2017 годах, наши блиц-опросы показали, что действительно около 70 % студентов-первокурсников имеют близорукость и плохо видят общую доску.

Настольные экраны – это, конечно, хорошо, однако они, во-первых, мешают; во-вторых, занимают место; в-третьих, могут быть легко сломаны, откручены, разукомплектованы, унесены; в-четвёртых, при такой системе нельзя показывать наглядный учебный материал в виде предметов, книг, газет; в-пятых, их стоимость высока. Оптимальным же вариантом можно считать такое оснащение аудитории, как показано на рисунке 1 б):

а) б)

Рисунок 1 – Варианты оснащения учебных аудиторий: а) аудитория МИСиС [1], б) аудитория УлГТУ, 416/3, фото автора

На подвешенных к потолку экранах и видно всё хорошо, и экраны никому не мешают, и наглядные материалы можно показывать со стола, где они освещены специальной верхней лампой. Да и до экранов – не дотянуться, что тоже немаловажно с точки зрения антивандальности.

Вывод: Для повышения качества учебного процесса все учебные аудитории в современных условиях надо оснащать хотя бы по примеру аудитории на рисунке 1 б) – компьютером, подвешенными экранами и лампой освещения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Лекционная аудитория МИСиС. http://network.akzia.ru/img_from_local/131web.jpg
  2. О нашей памяти. http://6linya.spbu.ru/index.php?option=com_content&view=article&catid=16:static&id=121:memoire
  3. Соколова, И.Ю. Качество подготовки специалистов в техническом вузе и технологии обучения. Учеб. пособие для педагогов, аспирантов, магистрантов / И.Ю. Соколова, Г.П. Кабанов. Томск: Изд-во ТПУ, 2010. – 203 с. Режим доступа: http://www.lib.tpu.ru/fulltext/m/2010/m33.pdf
  4. Табурца, В.А. Отрицательное влияние гаджетов на когнитивную деятельность современной молодежи / В.А. Табурца // Исследование различных направлений современной науки. VIII Международная научно-практическая конференция. [Электронный ресурс]. – М.: Издательство «Олимп», 2016. – 1426 с. С. 1106–1119. Режим доступа: http://elibrary.ru/download/elibrary_25658429_51427743.pdf
  5. Трощий, А.Р. Философско-психологические основы создания новых идей / А.Р. Трощий // Рациональность и её метаморфозы: Сб. науч. тр. – Ульяновск: УлГТУ, 2000. – С. 111–121.

Хлыстова, К. Уфимский офтальмолог: У 60% школьников проблемы со зрением. 03.02.2017. Режим доступа: http://www.proufu.ru/news/society/ufimskiy_oftalmolog_u_60_shkolnikov_problemy_so_zreniem_/