РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ШКОЛА – КОЛЛЕДЖ – ВУЗ

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ НА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЛОЩАДКАХ ПО ОТСМ – ТРИЗ ПЕДАГОГИКЕ

Гуткович Ирина Яковлевна
заведующая муниципальным бюджетным дошкольным  образовательным учреждением № 186 «Волгарик» г. Ульяновск, председатель общественной организации «Волга — ТРИЗ» Международной ассоциации

Сидорчук Татьяна Александровна
научный руководитель ОО «Волга – ТРИЗ», сертифицированный специалист по ТРИЗ Международной ассоциации, г.Ульяновск

Нестеренко Алла Александровна
доцент кафедры развития образования  АПКиППРО, сертифицированный специалист по ТРИЗ Международной ассоциации,  г. Москва  – г. Петрозаводск

Общественная организация «Волга ТРИЗ» объединяет образовательные учреждения, занимающиеся адаптацией ОТСМ — ТРИЗ к работе с детьми 2-10 лет. Более 15 лет наша работа направлена на поиски базового содержания образования детей данного возраста. И все же тема преемственности детского сада и школы была и остается проблемной и вызывает живой интерес в теории и практике педагогов.

Экспериментальные площадки по ОТСМ-ТРИЗ педагогике в дошкольных образовательных учреждениях и школах, безусловно, должны тесно взаимодействовать друг с другом, выявляя и решая общие проблемы. Сегодня, в условиях внедрения стандарта (ФГОС) в школе и детских садах проблемы преемственности является наиболее актуальной. Формирование универсальных учебных действий – основы содержания начального образования – начинается в дошкольном учреждении. В дошкольных учреждениях в основе содержания образования должны лежать способы познания. Стратегически направления педагогической деятельности определены, но фактически, реально пути преемственности не проложены.

Учителя начальной школы рассматривают портрет «идеального выпускника ДОУ» с точки зрения универсальных учебных действий. Личностные УУД, формирование которых заботит педагогов: ребенок хочет учиться, понимает элементарные моральные нормы и ориентируется на их выполнение, может сопереживать, имеет основы гражданской идентичности личности в форме «я  –   член семьи», «я –  выпускник детского сада», «я –  житель города». Педагоги указывают на то, что у них есть необходимость обращаться при решении этических проблем к жизненному опыту самих детей – значит, требуется, чтобы этот опыт был. Исходя из этого, в условиях детского сада необходима организация проблемного проживания детей в группе. Маленький ребенок должен пройти самостоятельно путь решения социальных проблем, имеет универсальные мыслительные действия, способствующие самостоятельному познанию.  Особо выделяется проблема мотивации – надо, чтобы ребенок пришел в школу, ЖЕЛАЯ УЧИТЬСЯ. В детском саду часто дается неактуальная информация, которая фактически уничтожает естественную потребность ребенка в познании.

Педагоги ДОУ и начальной школы отмечают, что все это можно получить только в работе с семьей. Поэтому отдельная проблема сегодня – образование родителей. В МБДОУ № 186 «Волгарик» организована система совместных с ребенком упражнений и творческих заданий. Сформированные на адекватном для данного возраста уровне регулятивные учебные действия предполагают, что ребенок действует соответственно правилам определенной игры; умеет самостоятельно делать часть задания; может концентрировть внимание на одном предмете какое-то время. Поэтому так важны совместные действия детей с родителями.

В ДОУ № 186 разработан модуль по формированию познавательно – речевой деятельности, который включает в себя: активизацию чувственного опыта, формирование умений устанавливать причинно – следственные связи, задавать вопросы, делать преобразования объектов. Созданы условия для усвоения алгоритмов познавательно – речевой деятельности.

На площадках ДОУ в ОО «Волга — ТРИЗ» технологично поставлена работа с вопросами, она обеспечивает достаточно большой уровень самостоятельности детей. В школе ребенок практически сразу попадает в ситуацию, когда ему требуется выполнять самостоятельно несколько операций (а не одну, как обычно приучают его в дошкольном возрасте), и именно в этом нередко заключается основная трудность для детей, привыкших работать по подсказке педагога.

Познавательные универсальные учебные действия, которые формирует наш модуль: ребенок умеет сравнивать предметы по одному двум признакам; умеет находить общие признаки и различия; умеет достаточный словарный запас и общий кругозор; имея набор различных символов и знаков, может смоделировать элементарный вывод. Как отмечают педагоги экспериментальных ДОУ, положительным является то, что особый упор делается на умение работать с моделями. Есть необходимость в более широком спектре действий по использованию моделирования. Подведение под понятие, выведение следствий, рассуждения по этому поводу, возможно –  выстраивание логических цепочек.

Добавим, что в массовых детских садах фиксируется очевидная потребность в том, чтобы дети имели опыт работы с признаками, знали спектр признаков объектов окружающего мира. В этом смысле на школьных площадках очень не хватает подготовки, которую дают «ТРИЗовские» дошкольные учреждения. Абстрагировать и обобщать можно только имея в опыте деятельность с конкретными объектами, исследование их конкретных признаков.

Коммуникативные универсальные действия, на взгляд педагогов, предполагают, что ребенок ясно и правильно выражает свои мысли;  имеет опыт общения с детьми и взрослыми, строит элементарные речевые высказывания с целью аргументировать свою точку зрения. Нами разработаны инструменты, позволяющие решить эту задачу.

Необходимы умения работать совместно со своими сверстниками, в команде, участвовать в коллективном обсуждении, принимать совместное решение, выполнять общую работу и презентовать её. Для этого в экспериментальных ДОУ особым образом построено зонирование предметно – пространственной развивающей среды, где дети нарабатывают опыт содержательного общения.

Попробуем описать проблему преемственности с позиции распространения нашего опыта. Сегодня ситуация такова, что в школьные классы практически никогда не приходят в полном составе группы из наших ТРИЗовских детских садов. В этой связи проблема преемственности выглядит весьма оригинально и может проявиться в трех вариантах:

  1. Проблема ТРИЗовких детей, которые придут к ТРИЗовскому учителю. Это проблема общего языка, использования общих символов, моделей. Нестыковка в форме представления используемых инструментов может в большой степени снизить их эффективность. Вероятно, решение в создании небольшого справочника ТРИЗ-инструментов, который учитель мог бы взять в работу.
  2. Проблема ТРИЗовских детей, которые придут к неТРИЗовскому учителю. Все зависит от того, насколько самостоятелен ребенок (или семья) в работе с нашими инструментами. Задача педагога ДОУ – показать ребенку и родителям, в каких ситуациях и каким образом нужно использовать эти инструменты. Например, если надо составить рассказ по картинке, делайте так… Если надо составить рассказ о каком-то объекте, делайте так… Если надо написать доклад… Тут главная проблема – научить применять полученый здесь багаж в новых условиях.
  3. Еще одна, важная, на наш взгляд, проблема – взаимодействие детей, обученных инструментам ТРИЗ, с другими детьми. Если вокруг выпускника ТРИЗ-площадки будут дети, подготовленные хуже, чем он, встанет вопрос о том, как развивать его в этих условиях и в этом окружении. В данном случае проблема –  чему и как ребенок может научить своих сверстников? Наверно, было бы хорошо, если бы на первых порах выпускник экспериментального ДОУ имел набор типовых решений, которые мог бы предложить и объяснить другим детям.

В своей работе мы придерживаемся простого правила – проблемы должен решать тот, кто умеет это делать. Неважно, кто больше виноват в том, что проблема возникла – учитель, воспитатель или родитель. На экспериментальных площадках мы изучаем основы ОТСМ-ТРИЗ для того, чтобы справляться с проблемами и учить этому наших детей. Проблемы преемственности – не исключение. Давайте решать их вместе.