РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ШКОЛА – КОЛЛЕДЖ – ВУЗ

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Большухина Ирина Сергеевна, доцент кафедры «Экономика и менеджмент» УлГТУ, канд.экон.наук, доцент.

Экономическое воспитание выступает способом социализации личности, направленным на формирование способности человека к совершению экономически эффективных поступков, основанных на морально-нравственных нормах и ценностях и оказывающих положительное воздействие на отношения с другими участниками рыночных отношений.

Предмет экономического воспитания должен соответствовать и возрасту «воспитуемого», и степени его включенности в систему экономических и трудовых отношений.

Попытки формирования преемственных комплексов программ экономического обучения детей и подростков в рамках дошкольного и общего (среднего) образования осуществлены в трудах Л.А. Трусовой (г.Чехов, РФ) [1], Т.В. Боровиковой и М.А. Лобановой (г.Смоленск, РФ) [2], Е.А. Новик (г. Барановичи, Беларусь) [3]. Изучение данных методик позволяет сделать такое заключение:

1) дошкольное экономическое образование, рассчитанное на аудиторию старше 5 лет, нацелено на:

  • формирование представления об общих экономических категориях (труд, профессия, деньги, цена, дороже / дешевле, магазин, зарплата, бюджет семьи, бережливый и запасливый человек, щедрость, честность, богатство и бедность, культура общения и др.);
  • развитие навыков применения знаний и способности к рассуждению;
  • накопление опыта взаимодействия в группе и сотрудничества, на развитие положительного отношения к совместной деятельности;
  • воспитание рационального использования материалов, уважение к труду (своему и чужому);
  • проявление самостоятельности, старательности и волевых качеств;

2) школьное экономическое образование, реализуемое с 1-го по 11-й классы, предусматривает:

  • расширение общих экономических знаний и навыков их применения;
  • обучение методам поиска, анализа и использования информации, развитие исследовательских компетенций, навыков использования Интернета;
  • мотивацию труда, инициативности, активности в жизни;
  • развитие навыков самоорганизации, ответственности за результаты своего труда и принятых обязательств;
  • обучение методикам дискуссии и аргументации своей позиции, публичного выступления, правилам делового общения;
  • развитие навыков альтернативного мышления;
  • формирование базовых элементов предпринимательского мышления;

3) профессиональное экономическое образование обеспечивает дальнейшее развитие предпринимательских компетенций у молодежи посредством:

  • формирования лидерского поведения, развития навыков работы в команде в качестве руководителя и подчиненного;
  • обучения основам планирования (проектирования), регистрации и управления предпринимательской деятельностью;
  • развития навыков работы с нормативными документами в области гражданского, трудового, налогового и иного законодательства, касающегося предпринимательской деятельности, в целях повышения эффективности функционирования последней;
  • обучения методам конкурентной борьбы, мотивации к здоровой конкуренции;
  • укрепления и развития индивидуальных конкурентных преимуществ и предпринимательских компетенций личности;
  • установления прямого общения студентов с практикующими предпринимателями (научные семинары, конференции, учебно-производственные практики, подготовка выпускной работы и т. д.).

Таким образом, формирование экономических и предпринимательских компетенций не может выступать предметом подготовки исключительно профессиональных учебных заведений, т. к. воспитание предпринимателя начинается вместе с формированием культуры личности и контура ее мышления.

Наиболее подходящим в качестве итога рассуждений по вопросу экономического воспитания молодых граждан видится высказывание Главатских К.В.: «Экономическое воспитание через культуру хранит, транслирует, создает программы и модели поведения… Успех, как новая социоэкономическая категория, отражает степень понимания и осознания роли личности, проявления ее деловых качеств, уровня интеллекта, образованности, нравственных основ, поэтому принципы организации рыночной экономики нисколько не противоречат нормам морали и нравственности, а, напротив, делают более ценными «экономические поступки» людей» [4].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Трусова, Л.А. Педагогический комплекс по формированию предпринимательских компетенций у школьников / Л.А. Трусова // Образование и общество. – 2012. – №2. С. 57-62.
  2. Лобанова, М.А. Проектный метод в формировании экономической воспитанности детей 6-10 лет / М.А. Лобанова // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – №4. С.91.
  3. Новик, Е.А. Экономическое воспитание младших школьников / Е.А. Новик // Учитель в школе. – 2009. – №1. С.47-49.
  4. Главатских, К.В. Экономическое воспитание молодежи в контексте современных социальных преобразований /К.В. Главатских // Вестник Ижевской государственной сельскохозяйственной академии. – 2011. – №1. С.76-77.