РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ШКОЛА – КОЛЛЕДЖ – ВУЗ

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Гайсина Райса Сахиевна
кандидат педагогических наук, доцент СФ БашГУ

Одной из задач в современном школьном образовании выдвигается формирование у обучающихся системы универсальных учебных действий, способствующих обеспечению у школьников умений учиться, приобретения навыков  саморазвития и самосовершенствования на основе сознательного и активного усвоения социального опыта, а не только освоение конкретных предметных знаний и умений.

Умение учиться – главное направление программы развития универсальных учебных действий, которые являются и результатом образовательного процесса, и условием усвоения знаний, умений и компетентностей.  На уроке ученики не просто слушают учителя, а постоянно сотрудничают с ним в диалоге, высказывают свои мысли, делятся содержанием, обсуждают то, что предлагают одноклассники,  решают учебные задачи, выполняют творческие задания [2]. Профессиональная позиция учителя на уроке меняется  – из транслятора знаний и умений он превращается в организатора совместной деятельности учащихся по поиску и обнаружению способов действий, а также оснований этих способов.

Важной составляющей учебных действий, имеющих надпредметный характер, являются познавательные учебные действия, представляющие собой  логические операции при решении познавательных задач. Каждая учебная дисциплина раскрывает свои специфические возможности для развития познавательных УУД устанавливаемые, главным образом, функцией этого предмета и его содержанием. Рассмотрим особенности их использования на примере изучения полезных ископаемых в курсе «Окружающий мир».

Сравнение, как прием познавательной деятельности, является важнейшей операцией осознанного усвоения знаний, оказывающее значительное влияние на становление познавательных умений, наблюдательности, критичности, целеустремленности. Уметь сравнивать – значит обладать способностью сопоставлять по неким правилам изучаемый материал. Прием сравнения дает возможность представить и понять те особенности предметов и явлений, которые выходят за черту жизненного опыта и недоступны непосредственному воображению. Сравнение становится своего рода мостиком между неизвестным и известным. Сравнение, как наиболее элементарная мыслительная операция, дает возможность выявлять характерные признаки изучаемых предметов. Например, на уроке окружающего мира в ходе практической работы при  исследовании свойств песка и глины, ученики сравнивают их цвет, вязкость, воздухо- и водопроницаемость. Вычленение сходных и отличительных признаков полезных ископаемых в процессе сравнения помогает выявить их важнейшие свойства. Сравнение, таким образом,  помогает углублению и уточнению изучаемого материала, «открытию» в нем новых истин.

При изучении окружающего мира важное место занимает прием обобщения – логический процесс, в ходе которого осуществляется переход от единичного к более общему знанию, например, от характеристики свойств одного конкретного вещества к общей характеристике свойств класса, к которому принадлежит данное вещество [1]. Обобщение предполагает выявление существенных признаков изучаемых объектов и отвлечение от признаков второстепенных, незначительных. Форма и размеры куска полезного ископаемого какого-либо серьезного значения при использовании его в хозяйственной деятельности человека не имеют. Существенным же признаком, например, гранита является его  прочность, каменного угля и торфа – горючесть, рудных полезных ископаемых – ковкость и т.д. Обобщение, как логическое действие, способствует уяснению учениками, что именно эти существенные признаки являются важными с точки зрения их полезности для человека.

Умение классифицировать также является важнейшим умением, которое повышает эффективность изучения окружающего мира младшими школьниками. Классификация служит  предпосылкой   всех   типов   теоретических   конструкций,  включающих  сложную процедуру установления  причинно-следственных отношений, которые  связывают классифицируемые объекты [1].  Определить принадлежность к тому или иному  классу объектов (например, горючие полезные ископаемые) – значит  выявить наиболее характерные признаки  (состав, свойства), являющиеся общими  для  всех объектов  этого  класса. Объединяя изучаемые объекты в группы по их основным признакам, ученики овладевают логическим приемом классификации. Первоначально выявляют всевозможные свойства полезных ископаемых; затем, анализируя их, определяют общие, на основе которых и объединяют полезные ископаемые в группы. При этом учитель может сам предложить основание, по которому осуществляется классификация: «На какие группы можно разделить полезные ископаемые по консистенции? … по характеру использования их человеком?» и т.д.

Освоение младшими школьниками приемом систематизации, как создания целостного представления на основе соединения отдельных частей и установления связей между ними, также возможно при изучении окружающего мира. Одним из самых распространенных видов систематизации, используемых в начальной школе, является  работа по плану. Авторы учебных курсов предлагают, например, план изучения полезных ископаемых: а) название; б) свойства; в) применение; г) где и как добывается; д) охрана. Формирование понятия о конкретном полезном ископаемом по плану облегчает усвоение изучаемого материала, готовит учащихся к самостоятельным выводам.

Целенаправленное и планомерное  формирование универсальных учебных действий у младших школьников способствует становлению их активности в познании окружающего мира, учит самостоятельно добывать знания, анализировать информацию, делать обобщения, обосновывать выводы, применять полученные знания на практике в различных ситуациях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.
  2. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А.И. Савенков. – М.: «Ось-89», 2006. – 480 с.