РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ШКОЛА – КОЛЛЕДЖ – ВУЗ

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О СУЩНОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО АБИТУРИЕНТА

Дианова Юлия Александровна
старший преподаватель кафедры «Педагогика и психология» ПензГТУ

Хромова Светлана Сергеевна
студентка кафедры «Педагогика и психология ПензГТУ

Сегодня абитуриенты российских вузов сталкиваются с проблемой создания конкурентоспособного портфолио [3]. Начиная с  2015 года, по предложению министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова абитуриентам при поступлении в вузы учитывали не только результаты Единого государственного экзамена (ЕГЭ), но и портфолио индивидуальных достижений, которое позволяет составить более полное впечатление о будущем студенте.

В научной литературе зафиксировано несколько подходов к определению портфолио. По мнению исследователя Федотовой Е.Е. портфолио представляет собой средство фиксации направленности личностных интересов и учебных достижений обучающихся. Харитонова Ю.В. в диссертационном исследовании рассматривает портфолио как способ оценивания уровня профессиональной компетентности студентов [2]. Руководствуясь этими определениями, мы рассматриваем портфолио как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося в разнообразных видах деятельности (учебной, научной, творческой, общественной и др.) на определенном этапе его образования.

При поступлении в вуз портфолио представляет собой творческую папку – накопитель абитуриента в печатном виде.

Портфолио абитуриента – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами вступительных испытаний является составляющей рейтинга абитуриента.

Наряду с наличием бумажного портфолио наиболее актуальным в настоящее время является электронное портфолио, которое отличается коммуникативной направленностью, позволяющей абитуриентам осуществлять информационное взаимодействие с заинтересованными лицами, а также более мобильным обновлением его новой информацией [2, С. 76].

Это показали и результаты нашего исследования. В анкетировании принимали участие студенты 1 курса Пензенского государственного технологического университета направления подготовки «Сервис», имеющие опыт представления сведений о своих индивидуальных достижениях в форме портфолио при поступлении.

В анкете предлагалось оценить по 5-ти балльной шкале преимущество представления личных достижений в виде портфолио. Более 80% респондентов оценили преимущество представления личных достижений через портфолио выше 4 баллов. Результаты свидетельствуют о положительной реакции на создание портфолио.

В условиях развития информационных технологий, по мнению 85% опрашиваемых бывших абитуриентов (ныне студентов) эффективнее при поступлении в вуз электронное портфолио в отличие от бумажного варианта, так как оно актуальнее, удобнее в использовании и редактировании, оперативнее в передаче заинтересованному лицу.

Действительно, бумажный вид портфолио архаичен, он не обеспечивает эффективной презентации и может служить лишь дополнением к электронному портфолио, а лучше к web-портфолио.

Под web-портфолио понимается веб-страница или веб-сайт абитуриента, который используется им для хранения результатов проектно-исследовательской деятельности, личных достижений, например результатов участия в олимпиадах, конкурсах и иных интеллектуальных состязаниях [1, С. 24].

Web-портфолио открывает для абитуриентов, а далее студентов широкие возможности в рамках непрерывного взаимодействия в образовательной среде «школа – колледж – вуз». Оформление персональной страницы в интернете с представлением своих достижений заинтересованным лицам, их структурирование, иллюстрирование развивает способности студента к рефлексивному анализу, подталкивает его не только к формальному накоплению личных достижений, но и повышению их качества.

Результаты нашего исследования показывают актуальность создания электронного шаблона портфолио для абитуриента в условиях информационного развития общества.

Структуру электронного портфолио абитуриента можно представить в виде следующих разделов: титульный лист (обложка); I раздел «Персональный блок» — это личные данные абитуриента, ведущего портфолио, сведения о назначении данного портфолио, фотоколлаж; II раздел «Документы» включает сведения об образовании, подтвержденные официальными документами; III раздел «Результативный блок» содержит информацию об участии и (или) результатах участия поступающих в олимпиадах и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах или мероприятиях (подтвержденные соответствующими дипломами, сертификатами и т.д.).

Таким образом, оформление собственного портфолио повышает мотивацию обучающихся к индивидуальным образовательным достижениям, способствует приобретению ими опыта деловой конкуренции с последующим стремлением к саморазвитию. Кроме этого электронное портфолио может обеспечить преемственность образовательных организаций, поскольку позволяет проследить индивидуальную образовательную траекторию обучающихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Государев И.Б. Дистанционная поддержка обучения на основе веб-портфолио учителя // Развитие региональной образовательной информационной среды: материалы конференции. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. – С. 93 – 100.
  2. Дианова Ю.А. Практика использования портфолио-технологии в образовательном процессе вуза // Педагогическое образование и наука. – 2012. – №1. – С.76-79.
  3. Плахина Л.Н., Вострокнутов Е.В., Дианова Ю.А., Корчагина М.В., Кулямин О.В., Скубашевская А.А. Организационно-педагогические условия формирования конкурентоспособной личности студентов технического вуза // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2011. – № 72. – С. 375-388.