РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ШКОЛА – КОЛЛЕДЖ – ВУЗ

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МИФЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РОССИЙСКОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Арпентьева Мариям Равильевна
доктор психологических наук, доцент, профессор, старший научный сотрудник кафедры психологии развития и образования, КГУ им. К.Э. Циолковского

Российское образование переживает стадию интенсивного развала: уровень подготовки студентов как в теоретическом, так и в практическом отношении снизился по сравнению с уровнем советского образования радикально. Имея лучшую в мире, по отзывам ООН систему образования, Россия времен перестройки и постперестройки, якобы в стремлении к интеграции с образование Европы, провела масштабную псевдореформу, направленную на тотальную деструкцию среднего и высшего образования, замещение учебной и обучающей деятельности симулякрами, а также замену идеологических и нравственных ориентиров и опор образования и воспитания правовыми и правоохранительными.

Цель современного образования России — формирование и поддержание школярства как практики социальной имитации образования и развития, создания препятствий для меритократических социальных лифтов и их замен лифтами экономическими и семейно-родовыми.

Замена эта продвигается под в общем то нейтральными с точки зрения идеологии проектами типа «Болонский процесс», Tempus и «J. Monnet» (Erasmus+), «компетентностное образование»,: интересы европейской компрадорской буржуазии ставятся и пропагандируются как ведущие интересы России и  ее граждан. Осуществляется тотальная подмена ценностей и культуры российского образования и науки западными. Обучающимся и даже учащимся навязывается система представлений о том, что на Западе образование и воспитание лучше, достойнее и престижнее, чем в России. Конечно, это факт: наука и образование в России полностью лишились своего престижа, образовательный и научный бизнес России был разрушен и продолжает окончательно разрушаться пропагандой «европейской интеграции». «Троянский конь» программ типа Tempus, J.Monnet (Erasmus и Erasmus+), и иных программ «European Union issues and values», предназначен для тотального развала образования и культуры России как уникального и самостоятельного государства: поддержки антироссийских тенденций в образовании, науке, бизнесе и политике, превращения России в сырьевую колонию Европейского союза. Так, программа J. Monnet, обозначает свою цель как «внесение европейского видения мира в систему высшего образования». Данная стратегия достигается через создание специальных учебных курсов, освещающих те или иные научные или практические вопросы с европейской точки зрения. J. Monnet выступает важным компонентом общей программы Erasmus+, якобы направленной на «укрепление международного сотрудничества»  и иные позитивные цели и образовательной, научной и культурной сферах.

Так, смысл образования, согласно компетентностному подходу, состоит в том, чтобы сформировать квалифицированных потребителей и/или работников, а не творческих и самостоятельных и всесторонне развитых личностей. Содержанием образования является дидактически адаптированный – максимально усеченный и упрощенный — социальный опыт решения мировоззренческих, познавательных, политических, нравственных и других проблем. При оценке образовательных результатов используется формальный анализ уровней образованности, которые достигнуты учениками на определенном этапе обучения, в том числе оценка уровней сформированности нравственно-этических качеств и технологии их формирования в ходе «нетрадиционных форм» обучения. Ценности и нравственность «формируются», по мысли зарубежных создателей и российских сторонников подхода, также так и знания умения а   сами списки компетенций ставят перед экспертом или простым исполнителем вопрос о компетентности, душевном и нравственном здоровье разработчиков данных списков компетенций [7; 8].

В. Байденко, пишет, рекламируя этот подход, что квалификация нужна, но «Предпринимателям нужна не квалификация, а компетентность — «коктейль» навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация в строгом смысле этого слова… социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску». При этом, не разводя сравниваемых понятий, он отмечает, что компетенции отвечают требованиям «плавающих» профессиональных границ, их глобализации, разрушению профессиональных замкнутостей…» [2, c.9-11, 7-8]. По мнению М.Д Ильязовой, компетентностный подход якобы расширяет значение целей профессионального образования.

И. А. Зимняя, однако, отмечает, компетентностный подход лишь «специально подчеркивает роль опыта, умений практически реализовать знания, решать задачи на этой основе»» [3]. А.Л. Андреев ставит «кардинально инновационный характер» этого подхода под сомнение, подчеркивая, что зафиксировать соответствующий «требованиям современности» нормативный набор социальных компетенций, а тем более однозначно выделить среди них ключевые, на сегодня вряд ли возможно» [1, c.7-12]. Таким образом, привнесение европейского измерения в системы высшего образования помогло достигнуть значительных результатов: «Нужны серьезные государственные инвестиции в образование для перехода к новой модели и повышения качества образования» [7]. Как не вспомнить знаменитое «Поле чудес» Б. Окуджавы: «И вырастут ветвистые деревья в темноте, Но, вместо листьев, денежки засеребрятся там…» [6]

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреев, А. Л. Компетентностная парадигма в образовании // Педагогика. 2005. № 4. С. 19—27.
  2. Байденко, В. Компетенции в профессиональном образовании // Высш. образование в России. 2004. № 11. С. 7—12.
  3. Зимняя, И. А. Компетентностный подход в образовании // Проблемы качества образования. Кн. 2. Материалы XI Всерос. науч. – метод. конф. –Уфа: ИЦПКПС, 2001. – 30 с. — С. 7—10.
  4. Ильязова, М. Д. Проблема компетентностного подхода в образовании // Интеграция образования. 2007. №2 С.32-35.
  5. Итоги программы Tempus и новая программа Erasmus+. — М.: Erasmus+, 2016. — 38с. URL: http://www.ric.vsu.ru/UserFiles/File/201505/ 20150512/20150512_Anna_Muraveva.pdf (дата обращения 01.12.2016)
  6. Окуджава, Б. Поле чудес в стране Дураков // ru. URL: http://kvaclub.ru/babyclub/bsong/polechud/ (дата обращения 01.12.2016)
  7. Пономарева, Ж. Компетентностный подход в профессиональном образовании // URL:http://www.syl.ru/article/ 173512/new_kompetentnostnyiy-podhod-kompetentnostnyiy-podhod-v-professionalnom-obrazovanii (дата обращения 01.12.2016)
  8. Тенденции обновления систем и образовательных стандартов высшего образования государств-участников СНГ в контексте Болонского процесса / Под ред. В.И. Байденко. – М.: ИЦПКПС, 2006. – 159 с.