РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ШКОЛА – КОЛЛЕДЖ – ВУЗ

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛОГИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИНЦИПА РАЦИОНАЛЬНОСТИ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА – КОЛЛЕДЖ – ВУЗ»

Веревичев Игорь Иванович, кандидат  философских наук, доцент, заведующий  кафедрой «Общенаучные дисциплины» ИАТУ УлГТУ

«Все течет, все изменяется». Эта истина тем более актуальна сегодня, когда время ускоряет свой бег, и изменения, происходящие в мире, становятся все более глобальными и динамичными. Но процессы глобализации, которые влияют на формирование новой социально-политической реальности, могут приводить к совершенно неожиданным  эффектам. Жизнь в столь динамичном мире требует новых форм адаптации человека к быстро меняющейся реальности. Решение этой задачи, в частности, возложено на систему непрерывного образования, в рамках которой предусмотрена реализация многих важных принципов современного образования: гуманизма, демократизма, мобильности, опережения, открытости, непрерывности, ступенчатости и других.

Основу всей системы непрерывного образования составляет принцип ступенчатости, который предполагает плавный переход от низших ступеней образования к высшим, позволяя тем самым обеспечивать более качественный уровень образовательной деятельности. Однако практика реализации подобной концепции в отечественном образовании сталкивается с определенными трудностями.

Знания, получаемые учащимися ряда средних школ, колледжей, лицеев и даже высших учебных заведений, не всегда оказываются должного уровня. Министерство образования и науки РФ в настоящее время усилило контроль над качеством отечественного образования –  многие образовательные учреждения даже лишены прав на ведение образовательной деятельности.

Однако и в самой идеологии концепции непрерывного образования заложено определенное противоречие. Известно, что научная идея есть мысль, достигшая совершенства и готовая к реализации, но чрезмерная увлеченность идеей не всегда идет на пользу самой идее. Эту положение теоретически обосновал известный французский философ Жан Бодрийяр: «Как только идея воплощается в глобальном, она кончает жизнь самоубийством…» [1]. Идея непрерывности образования сама по себе прогрессивна, но в условиях жесточайшего финансового кризиса образование без конца может стать концом образования.  Примеры неудачных попыток глобализации идей в политике: 1) активные усилия по экспорту коммунистической идеологии стали одной из причин распада СССР и дискредитации идеи коммунизма; 2) «демократизация»  мира по американскому образцу ввела современный мир в состояние «неуправляемого хаоса».

В области образования тоже не все инновации необходимы. Например, для преподавателей отечественных вузов нормативами предусмотрено повышение квалификации по истечению каждые трех лет работы, что в условиях финансового кризиса, по нашему мнению, в целом нецелесообразно и малопродуктивно (хотя, конечно, есть и такие области науки, где это необходимо). Качественная переподготовка обходится слишком дорого, некачественная в принципе не нужна.

Ветер перемен регулярно обновляет модные веяния и в образовании. Система непрерывного образования «школа-колледж-вуз», не успев подстроиться к одним требованиям, вынуждена перестраиваться под другие. Постоянно обновляются ФГОС и другие «наставляющие» документы, в которых требования повышения качества образования загадочным образом предполагают «оптимизацию» учебного процесса за счет сокращение сроков обучения и количества часов, отводимых на изучение дисциплин.

Недостаточный уровень знаний  у учащихся низших ступеней системы непрерывного образования, часто приходится компенсировать повторением того же материала в процессе обучения на более высоких уровнях. Особенно отчетливо подобная ситуация проявляется в преподавании математики, когда студентов первых курсов приходится заново обучать азам алгебры, тригонометрии и геометрии.

Для повышения надежности функционирования системы непрерывного образования, палитру методологических принципов, на наш взгляд, следует дополнить принципом рациональности. Принцип рациональности должен обеспечить логическую стройность работы всех уровней системы «школа-колледж-вуз», стать надежным критерием целесообразности внесения инновационных проектов и проведения реформ.

Пренебрежение идеологией рациональности повышает опасность распространения экстремистских взглядов среди учащейся молодежи, вовлечения в тоталитарные секты и в криминальную среду. Но сейчас логика в очередной раз отброшена на задворки интеллектуальной жизни общества [2]. Необходимо вернуть этот критерий рациональности в сферу отечественного образования, хотя бы предусмотрев время для логики в рамках других, сопряженных с нею, дисциплин («Философия» и др.).

Человек – существо мыслящее, но мышление его должно быть правильным, рациональным, уберегающим от соблазна иллюзий и иных ложных ценностей [3]. Современная наука на передний край своего поиска ставит уникальные, исторически развивающиеся системы, в которые в качестве особого компонента включен сам человек. Система непрерывного образования представляет собой одну из таких сложных систем. Для нее наступает ответственный период, когда гуманистические ориентиры в поиске оптимальной рациональности становятся исходными в определении перспектив развития российского государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бодрийяр, Ж. Power Inferno //«Le Monde Diplomatique». — 05.11. 2002.
  2. Бажанов, В.А. Прерванный полет. История «университетской» философии и логики в России. М.: Изд-во МГУ, 1995. – 110 с.
  3. Веревичев, И.И., Тихонов, А.А. Актуальные проблемы философии науки и техники. Ульяновск: УлГПУ, 2015. – 220 с.