РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ШКОЛА – КОЛЛЕДЖ – ВУЗ

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

К ВОПРОСУ О ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Вязьмитинов Михаил Николаевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры «История и культура» УлГТУ

Преподавание гуманитарных дисциплин и в частности истории в техническом вузе всегда было непростым процессом, но в последнее время проблемы  в этом направлении усиливаются. Причины этого явления внешние и внутривузовские.

Внешние причины. Во-первых, мы имеем постоянно снижающийся  уровень подготовки абитуриентов, который закладывается в школе.  Учителя не могут нормально преподавать предмет, так как главная их функция —  натаскать учеников на решение тестов по ЕГЭ.

Во-вторых, основной упор в школах делается на подготовку обязательных для сдачи ЕГЭ дисциплин: математике и русскому языку. Школьники, поступающие на гуманитарные и социально-экономические факультеты, выбирают историю и обществознание  в качестве дополнительных предметов, следовательно, учителя в меньшей степени обращают внимание на эти дисциплины.

В-третьих, сложная демография создаёт ситуацию, когда вуз, для выполнения плана приёма, принимает на первый курс почти  всех, кто подал заявление.

В-четвёртых, у абитуриентов совершенно разная мотивация к поступлению в университет. Далеко не всегда в вуз поступают с целью получения будущей профессии. Одни приходят в университет, чтобы спрятаться от призыва в вооружённые силы, другим посоветовали просто получить диплом на всякий случай, третьих родители привели в вуз, чтобы они были при деле и под контролем.

В-пятых, ликвидация бюджетных мест на непрофильных факультетах технического вуза привела к падению конкурса на них.

 В-шестых, переход от специалитета к бакалавриату перестроил всю сетку часов и «для полноценной подготовки студентов технических направлений» представители технических кафедр пошли по   знакомому пути — обеспечить эту подготовку за счет кафедры «Истории и культуры».

Внутривузовские причины. Во-первых, устойчивое скептическое отношение технических факультетов к гуманитарным наукам как к  лишним  и мешающим студентам осваивать «жизненно необходимые» технические дисциплины.

Во-вторых, в связи с полным  отсутствием централизованного контроля со стороны Учебного управления каждая кафедра разработала свои собственные учебные планы и программы, в некоторых из которых в отношении гуманитарных дисциплин решалась задача – « сократить часы на историю максимально». На одной из технических кафедр определили, что лекций по истории слишком много и поэтому они по плану прекращаются в начале ноября и надо полагать до конца декабря студенты самостоятельно должны разбираться в исторической тематике.  На другом факультете годовой цикл чтения истории ужали в один семестр, что вызывает большие затруднения для студентов и, особенно на сессии, во время которой одни группы сдают экзамены, а другие, причем самые слабые, почему-то сдают дифференцированный зачёт, перед которым к тому же  не запланированы консультации.

В-третьих, изменение порядка сдачи сессии. Студенты теперь могут сдавать зачёты вперемешку с экзаменами, что приводит к падению учебной дисциплины и к такому массовому явлению как полная неготовность сдавать сессию  и неявка на зачёты и экзамены. Попытки руководства вуза «стимулировать» преподавателей к быстрому и качественному завершению сессии не эффективны, поскольку студентов необходимо сначала  найти. Кроме этого далеко не каждый преподаватель поставит положительную оценку двоечнику и прогульщику понимая, что это нанесёт  ущерб его профессиональной репутации и ещё больше спровоцирует студентов к манкированию дисциплины.

В-четвёртых, привязка количества преподавателей к количеству студентов и проведение ректоратом «курса  сохранения контингента» негативно сказывается и на работе преподавателя и на подготовке студентов. Преподаватели, сохраняя студентов и себя, снижают информационную нагрузку на учащихся, смягчают требования к знанию предмета и как результат получают ответную реакцию студентов в виде прогулов занятий или «игру в молчанку» на семинарах.

В-пятых, профориентационная работа, являющаяся первоначальным фильтром в наборе абитуриентов, построена во многом по старой схеме. Преподаватели,  получая задание посетить школу,  часто воспринимают это как дополнительную и бесплатную нагрузку не входящую в их служебные обязанности. Эффективность от таких агитационно-пропагандистских кампаний не очень высокая. Если же к школьникам приходят представители технических факультетов, то они могут и не получить информацию о гуманитарном факультете. Преподаватель вуза часто ставится в такие временные рамки, которые позволяют ему лишь быстро  выдать информацию о только своём факультете и если повезёт раздать рекламную продукцию  родителям и абитуриентам. Это приводит к поступлению на  факультеты людей случайных, ищущих, где легче учиться и не затрудняющих себя подготовкой по гуманитарным предметам.

В-шестых, заорганизованность жизни вуза различными мероприятиями, на которые в обязательном порядке студенты снимаются с занятий и чаще всего именно по гуманитарным дисциплинам.

Как сохранить на приемлемом уровне   преподавание истории в условиях «долгоиграющих» реформ в образовательной сфере России?

Представляется, что изменение  положения должно происходить сразу с двух направлений. Со стороны профессорско-преподавательского состава, который должен предложить новые методические подходы в преподавании истории.  Со стороны администрации вуза, которая должна более объективно оценить ситуацию с гуманитарными дисциплинами в университете и выправить неприемлемый  крен в сторону только технических дисциплин.

Исходя из собственного опыта работы, отметим, что при изучении истории со студентами первого курса необходимо учитывать несколько моментов.

Во-первых, нужно иметь в виду, что в университете несколько направлений подготовки: технический, информационно-технологический, социально-экономический и гуманитарный. Это значит, что у студентов разный  уровень начальной подготовки по истории и поэтому вести занятия по истории одинаково на разных факультетах невозможно. Настало время, исправляя недоработку школы, организовывать для первокурсников  дополнительные  вспомогательные курсы по основным предметам знакомым им по школе в начале учебного года (август-сентябрь).

Во-вторых, неумение студентов дать чёткий и логичный устный ответ на поставленный вопрос  должно быть подстраховано письменным вариантом ответа. В этом случае необходимо иметь экзаменационные тесты по всему курсу истории. На семинарах также возможно тестирование  студентов по пройденной теме. В этом случае тест должен быть небольшим (максимально 10 вопросов) в расчёте на 15 минут работы. В случае неготовности к занятию всей  группы, что уже становится частым явлением, должны быть приготовлены тематические тесты, решать которые можно с использованием учебников и информации из интернета. На следующем занятии необходимо огласить результаты тестирования и провести работу над ошибками.

В-третьих, нужно опрашивать всех студентов, причём несколько раз за семинар. Это настраивает учащихся на постоянную работу на занятии и вырабатывает привычку самоконтроля при планировании подготовки к семинарам. Студенты, пропускающие занятия и не работающие на них,  должны знать, что им придётся сдавать темы, по которым у них нет баллов. Студенты, не сдавшие темы, могут быть не допущены к сдаче зачёта или экзамена по истории.

В-четвёртых, учитывая, что современные студенты не могут обходиться без мобильного телефона и компьютера нужно перевести подготовку к занятиям по истории в электронную область. С целью экономии времени на подготовку к практическим занятиям, обеспечения мобильной самостоятельной работы студентов  и управления изучением необходимой  информацией по истории разработан  учебно-методический электронный пакет. Файл включает в себя несколько папок с необходимым материалом и брошюр. Методическая часть пакета состоит из  рекомендаций о том,  как писать реферат, планов семинарских занятий и аннотированной программы по курсу истории. В папках хранится отобранная информация для подготовки к занятиям по истории: вопросы к зачётам и экзаменам, простейшие способы запоминания дат, имён, событий, карты, справочники и энциклопедии, дополнительная литература, пособия со схемами и таблицами по истории, учебники и материалы к каждой теме занятия. Таким образом,  студенты могут готовиться к семинарам в любое время и в любом месте, имея при себе телефон или планшет и не затрудняя себя поиском необходимых данных к очередной теме занятия.

В-пятых, оценка знаний должна производится не в оценочной, а в бальной системе (максимум 10 баллов за работу на семинаре и максимум 5 баллов за решения теста на повторение пройденного материала). Даже если студент ничего не ответил при обсуждении темы, ему приходится набирать баллы при решении тестов на повторение. Таким образом, сужается группа лиц, у которых вообще нет баллов за работу на занятиях и увеличивается число студентов допущенных к сессии. На каждом занятии оглашаются заработанные студентами баллы, а в конце семестра подводятся итоги и объявляются имена студентов, получающих зачёт или экзамен «автоматом». Такой подход стимулирует работу учащихся, показывает  им дальнейшую перспективу   и вызывает интерес  даже у студентов других факультетов. Список студентов-передовиков вывешивается на доске объявлений деканата гуманитарного факультета. Студента можно поощрить повышением оценки за его научную работу (интересный реферат, публикация статьи в периодической печати,  успехи в научно-техническом творчестве).

 Для совершенствования учебного процесса в вузе необходимо:

  1. Учебному управлению проявить железную административную волю сбалансировать и унифицировать учебные планы. Категорически запретить изменения в учебных планах без согласования с другими кафедрами и Учебным управлением университета.
  2. Администрации вуза продумать порядок проведения различных мероприятий, который способствовал бы минимальным потерям учебного времени и не снижал бы работоспособность студентов и преподавателей.
  3. Усовершенствовать систему поиска и привлечения абитуриентов в наш вуз через организацию специальной мобильной группы подготовленных сотрудников выезжающих в школы города и района для проведения профориентационной работы. Привлекать наиболее подготовленных преподавателей только к крупным мероприятиям – проведению мастер-классов, организации тематических круглых столов, участию в дискуссионных клубах в школах, гимназиях и лицеях. Деятельность преподавателей по привлечению абитуриентов в вуз должна учитываться при избрании на должность как учебно-методическая работа.

Большой и правильный шаг в направлении создания базы по подготовке будущих студентов руководством технического университета уже сделан – организация и развитие сети лицеев.