РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ШКОЛА – КОЛЛЕДЖ – ВУЗ

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИССЛЕДОВАНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Куклев Валерий Александрович,  профессор  кафедры «Поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов и техносферная безопасность» УИ ГА

В XXI в. образование становится фактором, определяющим развитие страны и ее человеческого потенциала. Согласно ГОСТ Р 52653-2006 под мобильным обучением понимают “электронное обучение с помощью мо­бильных устройств, неограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося” [1]. Мы опираемся на авторское понимание термина “мобильное обучение”, которое рассматривается как электронное обучение с помощью мобильных устройств, независимое от времени и места, с использованием специального программного обеспечения на педа­гогической основе междисциплинарного и модульного подходов.

Авторская идея исходит из парадигмы мобильного обучения, со­гласно которой под воздействием информационно-телекоммуникационных технологий современное образование становится более мобильным и доступным; ис­пользование на основе междисциплинарного подхода программно-методи­ческих средств информационного взаимодействия позволяет осуществлять самостоятельную деятельность по сбору, обработке и анализу информации об исследуемых объектах, явлениях, моделях и процессах; возникает по­требность в обучении, контроле и оценке достигнутых результатов в лю­бое время, в любом месте.  Авторское понимание термина “система мобильного обучения” включает совокупность дидактических, технических, информа­ционных и организационных компонентов, реализующих принципы от­крытого дистанционного  образования. Система мобильного обучения функционально представляется состоящей, на наш взгляд,  из подсистем с набором функций: управления учебным процессом мобильного обучения (создание учебных планов, расписаний, учебно-методического обеспече­ния курсов, контроль знаний);  административно-управленческой (управ­ление ресурсами, проектами, контактами, ведение учебных баз данных); технической (телекоммуникационное оборудование с возможностью бес­проводного доступа, типографию, складские помещения, лабораторию для создания цифровых образовательных ресурсов и др.); кадровой (формиро­вание и ведение личных дел преподавателей, сотрудников, обучающихся); финансовой (ведение бухгалтерского учета, сопровождение проектов и до­говоров); маркетинговой  (выявление потребностей в образовании, ведение рекламной деятельности, формирование данных на подготовку специали­стов); правовой (юридическое обеспечение договорной деятельности, ве­дение нормативных документов и актов); информационной (сбор, накоп­ление и систематизация информации об образовательных продуктах и ус­лугах, приеме слушателей, прохождении обучения, аттестации, потребно­стях в обеспечении учебно-методическими материалами, информационное обеспечение проведения занятий и др.); безопасности (защита информа­ции; идентификация обучающихся, преподавателей, администраторов); научных исследований.

Выделим основные результаты исследования:

  1. Сформулирована концепция процесса мобильного обучения как целостная система, базирующаяся на дидактических, технических, инфор­мационных и организационных идеях, направленных на реализацию от­крытого дистанционного образования; предполагающих сочетание сете­вой, видеоинтерактивной технологии и возможностей беспроводного дос­тупа к образовательным ресурсам, в любое время и в любом месте.
  2. Обозначены условия становления процесса мобильного обучения (функционирование образовательного общения; осуществление руково­дства образовательным процессом; наличие мультимедийного доступа; использование игр, компьютерных симуляций, сервисов Web 2.0; под­держка, пополнение коллекции цифровых образовательных ресурсов; по­нимание содержания образовательного контента; здоровьесбережение об­разовательного процесса).
  3. Обоснована методология процесса мобильного обучения, вклю­чающая структуру, логическую организацию, принципы построения, формы и способы познания, методы и средства деятельности.
  4. Предложена авторская модель процесса мобильного обучения, включающая основные педагогические функции (мотивирующую, информационную, функцию управления учебной деятельностью, формирующую навыки, контролирующе-корректирующую) и возможности информационно-теле­коммуникационных технологий по стимулированию творческой активно­сти к изучению материала и поиску ответа; гибкости, адаптивности и учету познавательных возможностей обучаемых; тренировке; возможности при­нимать любой способ ответа.
  5. Обобщены технологические основы процесса мобильного обуче­ния, позволяющие реализовать представление и изучение учебного мате­риала; мобильное общение; мобильный контроль знаний; формирование навыков и умений;  поддержку мобильного обучения.
  6. Описаны организационно-педагогические условия реализации процесса мобильного обучения.

Подчеркнем, что развитие мобильного обучения нами связывается с появлением новых интерактивных приложений для планшетов и смартфонов.  Перспективы мобильного обучения связаны с разви­тием ИКТ, Интернет-обучением, которые являются своеобразным двигателем прогресса в разви­тии инновационных образовательных технологий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения: ГОСТ Р 52653-2006. Введ. 2008-07- М.: Стан­дартинформ, 2007. 21 с.