Куклев Валерий Александрович, профессор кафедры «Поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов и техносферная безопасность» УИ ГА
В XXI в. образование становится фактором, определяющим развитие страны и ее человеческого потенциала. Согласно ГОСТ Р 52653-2006 под мобильным обучением понимают “электронное обучение с помощью мобильных устройств, неограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося” [1]. Мы опираемся на авторское понимание термина “мобильное обучение”, которое рассматривается как электронное обучение с помощью мобильных устройств, независимое от времени и места, с использованием специального программного обеспечения на педагогической основе междисциплинарного и модульного подходов.
Авторская идея исходит из парадигмы мобильного обучения, согласно которой под воздействием информационно-телекоммуникационных технологий современное образование становится более мобильным и доступным; использование на основе междисциплинарного подхода программно-методических средств информационного взаимодействия позволяет осуществлять самостоятельную деятельность по сбору, обработке и анализу информации об исследуемых объектах, явлениях, моделях и процессах; возникает потребность в обучении, контроле и оценке достигнутых результатов в любое время, в любом месте. Авторское понимание термина “система мобильного обучения” включает совокупность дидактических, технических, информационных и организационных компонентов, реализующих принципы открытого дистанционного образования. Система мобильного обучения функционально представляется состоящей, на наш взгляд, из подсистем с набором функций: управления учебным процессом мобильного обучения (создание учебных планов, расписаний, учебно-методического обеспечения курсов, контроль знаний); административно-управленческой (управление ресурсами, проектами, контактами, ведение учебных баз данных); технической (телекоммуникационное оборудование с возможностью беспроводного доступа, типографию, складские помещения, лабораторию для создания цифровых образовательных ресурсов и др.); кадровой (формирование и ведение личных дел преподавателей, сотрудников, обучающихся); финансовой (ведение бухгалтерского учета, сопровождение проектов и договоров); маркетинговой (выявление потребностей в образовании, ведение рекламной деятельности, формирование данных на подготовку специалистов); правовой (юридическое обеспечение договорной деятельности, ведение нормативных документов и актов); информационной (сбор, накопление и систематизация информации об образовательных продуктах и услугах, приеме слушателей, прохождении обучения, аттестации, потребностях в обеспечении учебно-методическими материалами, информационное обеспечение проведения занятий и др.); безопасности (защита информации; идентификация обучающихся, преподавателей, администраторов); научных исследований.
Выделим основные результаты исследования:
- Сформулирована концепция процесса мобильного обучения как целостная система, базирующаяся на дидактических, технических, информационных и организационных идеях, направленных на реализацию открытого дистанционного образования; предполагающих сочетание сетевой, видеоинтерактивной технологии и возможностей беспроводного доступа к образовательным ресурсам, в любое время и в любом месте.
- Обозначены условия становления процесса мобильного обучения (функционирование образовательного общения; осуществление руководства образовательным процессом; наличие мультимедийного доступа; использование игр, компьютерных симуляций, сервисов Web 2.0; поддержка, пополнение коллекции цифровых образовательных ресурсов; понимание содержания образовательного контента; здоровьесбережение образовательного процесса).
- Обоснована методология процесса мобильного обучения, включающая структуру, логическую организацию, принципы построения, формы и способы познания, методы и средства деятельности.
- Предложена авторская модель процесса мобильного обучения, включающая основные педагогические функции (мотивирующую, информационную, функцию управления учебной деятельностью, формирующую навыки, контролирующе-корректирующую) и возможности информационно-телекоммуникационных технологий по стимулированию творческой активности к изучению материала и поиску ответа; гибкости, адаптивности и учету познавательных возможностей обучаемых; тренировке; возможности принимать любой способ ответа.
- Обобщены технологические основы процесса мобильного обучения, позволяющие реализовать представление и изучение учебного материала; мобильное общение; мобильный контроль знаний; формирование навыков и умений; поддержку мобильного обучения.
- Описаны организационно-педагогические условия реализации процесса мобильного обучения.
Подчеркнем, что развитие мобильного обучения нами связывается с появлением новых интерактивных приложений для планшетов и смартфонов. Перспективы мобильного обучения связаны с развитием ИКТ, Интернет-обучением, которые являются своеобразным двигателем прогресса в развитии инновационных образовательных технологий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения: ГОСТ Р 52653-2006. Введ. 2008-07- М.: Стандартинформ, 2007. 21 с.