РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ШКОЛА – КОЛЛЕДЖ – ВУЗ

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Гуськова Татьяна Валентиновна
доцент кафедры «Педагогика и психология» ПензГТУ

Дурнева Яна Сергеевна
студент кафедры «Прикладная информатика» ПензГТУ

Основной задачей системы высшего образования является повышение качества образования студентов. Существуют множество способов для достижения поставленной цели, и одной из них является использование информационных технологий. Примером применения информационных технологий является проект «Электронный дневник on-line», который реализован и успешно функционирует в Пензенском государственном технологическом университете. Он выступает средством индивидуального сопровождения студентов в процессе всего обучения в вузе.

Целью проекта является повышение качества образования обучающихся посредством своевременного информирования родителей (законных представителей) и студентов об уровне освоения дисциплин, текущего контроля успеваемости, посещаемости занятий студентами, внеучебной деятельности, а также представление специальной и дополнительной информации. С помощью электронного дневника родители (законные представители) и обучающиеся оперативно и конфиденциально получают информацию об учебной и внеучебной деятельности обучающихся на персональных страницах в сети Интернет.

В рамках реализации проекта «Электронный дневник on-line» решаются задачи повышения эффективности взаимодействия участников образовательного процесса, качества и уровня обученности и воспитанности обучающихся, мотивации студентов к освоению образовательной программы.

Реализация проекта «Электронный дневник on-line» основана на организации учебного процесса в вузе с использованием модульно-рейтинговой технологии. Использование данной технологии предусматривает разбиение дисциплины на модули, соответствующие разделам изучения дисциплины; определение факторов качества в каждом модуле (видов учебной работы) с назначением шкал оценивания и минимального балла по обязательным факторам качества; назначение весовых коэффициентов для модулей, факторов оценивания и изучаемой дисциплины в целом [2].

Использование информационных технологий позволило разработать в ПензГТУ подсистему «Рейтинг студентов» информационной системы вуза. Преподаватели выставляют оценки в подсистему по факторам в соответствии с установленными датами завершения изучения модуля. По мере внесения преподавателями данных по дисциплине в информационную систему университета информация о текущей успеваемости студентов поступает на персональные страницы. Студент, своевременно получая информацию о результатах обучения, имеет право повысить рейтинговый балл по факторам в течение учебного семестра путем выполнения дополнительных заданий по установленным видам учебной работы. Это способствует самовоспитанию и самореализации личности и создает условия для развития инновационного и творческого потенциала обучающегося. Помимо информации о текущей успеваемости на персональной странице «Электронного дневника on-line» содержатся сведения о посещаемости студентами учебных занятий. Ответственность за внесение данных сведений в подсистему несет староста студенческой академической группы. Полученная информация помогает осуществлению педагогического взаимодействия с родителями студентов, особенно 1 курса. По результатам ежемесячных отчетов заместителей деканов по воспитательной работе о внеучебной деятельности обучающихся в систему вносятся сведения об участии и достижениях студентов во внеучебных мероприятиях, в том числе в научно-исследовательской работе, в общественной и спортивной жизни университета. На персональных страницах можно увидеть и специальную информацию, например, объявления о предстоящих мероприятиях или обращения к родителям. Также в подсистему вносится общая информация по группе, содержащая сведения о преподавателях, ведущих дисциплины в данном семестре, времени и месте индивидуальных консультаций.

Студентам, а также их родителям оказывается психологическая помощь при возникновении проблем, возникающих в процессе обучения [3]. Научной психолого-педагогической лабораторией ПензГТУ проводится психологическое, социологическое, педагогическое исследования с целью оценки эффективности проекта.

Очень важную роль в  реализации проекта играет обратная связь родителей с администрацией и профессорско-преподавательским составом университета, что позволяет выявлять требования родителей – потребителей образовательных услуг – и повышать их удовлетворенность.

Таким образом, внедрение в образовательный процесс компьютерной техники и информационных технологий позволило внести существенный вклад в решение проблем социального партнерства, в том числе вовлечение в учебный процесс родителей студентов. Использование информационных технологий способствует созданию новых способов взаимодействия субъектов учебного процесса, уменьшению влияния территориального фактора на образовательный процесс и на этой основе расширению доступности к различным видам и формам обучения со стороны всех слоев общества.

Эффективное взаимодействие образовательных организаций с родителями обучающихся с использованием новых информационных технологий является одним из важных условий индивидуального сопровождения обучающихся, обеспечивающее формирование личностных и профессиональных качеств будущих специалистов и способствующее повышению качества обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. П 2.2.1.01-2014 Положение «Сотрудничество ВУЗа с партнёрами – родителями обучающихся» – Пенза: ПензГТУ, 2014. – 12 с.
  2. Гуськова Т.В., Рогашова И.Ю. Возможности использования информационных технологий в образовательном процессе высшей школы. Регионология: Научно-публицистический журнал. – ГОУ ВПО Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, Саранск, 2010. – С. 128 – 133.
  3. Сергеева С.В., Усманов В.В., Рогашова И.Ю. Информационный бюллетень как форма взаимодействия педагогов и родителей обучающихся в образовательном процессе высшей школы. Сборник статей IV Международной научно-практической конференции «Подготовка и переподготовка педагогов системы общего школьного и непрерывного образования». – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008. – С. 83 – 85.