РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ШКОЛА – КОЛЛЕДЖ – ВУЗ

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДИСПУТАРНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Петухов Валерий Борисович, доктор культурологии, профессор. Заведующий кафедрой истории и культуры УлГТУ

Петухова Татьяна Владимировна, кандидат историчеких наук, доцент кафедры истории и культуры УлГТУ

Диспут является одним из наиболее ранних классических методов организации учебного процесса в системе университетеского образования. Возникнув в период средневековья при формировании первых европейских университетов, в течение столетий он оставался ареной жарких научных дискуссий, школой логики и аргументации, умения убеждать оппонентов и вовлекать студентов в противоречивый процесс поиска научной истины путем словесных прений. Однако, за последние семьдесят — восемьдесят лет, диспут незаслуженно оказался основательно подзабытым в университетской учебной практике. Приход новых студентов показывает отсутствие у них элементарных дискуссионных навыков. Многочисленные дебатные телешоу, несмотря на участие  известных публичных личностей, научных экспертов и профессионалов-журналистов, демонстрируют полное забвение культуры спора, неумение организаторов и ведущих управлять спонтанной информационной ситуацией, возникающей в атмосфере свободного обмена мнений. Все это лишний раз доказывает острую необходмость и насущную потребность возвращения в учебные программы диспутарных форм проведения учебных занятий.

Диспут, будучи публичным спором по какому-либо социально-политическому, идеологическому, социокультурному или научному вопросу, призван или привести аудиторию к конструктивному согласию, или  четко обозначить границы различных мнений и позиций, выявить причины их принципиальной несогласованности.  Однако, цель диспута гораздо шире внешних практических результатов. Она заключается в том, чтобы стимулировать креативный потенциал личности в коллективных поисках решения научной проблемы. В рамках ФГОС 3+ диспут (дискуссию) следует рассматривать как особый метод интерактивного обучения, акцентированный на эвристический подход в образовательной системе. Современные стандарты дают возможность использования различных форм дискуссионного обсуждения проблем: классический диспут, «мозговой штурм», форумные и другие сетевые площадки в Интернете, синектика, моделирование кризисных ситуаций и другие. В ходе осуществления многовариантных диспутарных форм студенты развивают свои способности к анализу инфрмации, получают навыки аргументации и логического построения доказательств свох идей и проектов. У них формируются такие качества личности как выработка собственной позиции и умение отстаивать свою точку зрения, умение слушать и слышать, способность к критическому анализу действительности, уважение к иному мнению,  поиск консенсуса и согласованности позиций.

Процесс подготовки и проведения дискуссии должен включать в себя несколько важнейших этапов:  1) Четкое формулирование темы дискуссии, которая  определяется целями обучения и содержанием учебного материала. Тема должна иметь проблемный характер, побуждающий аудиторию к активному обсуждению. Рекомендуется предложить аудитории несколько вариантов темы. Это позволит студентам выбрать наиболее значимое для них направление дискуссии. 2) Необходимо конкретизировать тему проблемными, даже провокационными, вопросами, помогающими студентам понять суть различных сторон темы. Лучше всего, если студенты сами подготовят эти вопросы для своих оппонентов. 3) Важным моментом организации диспута является установление регламента и основных этапов дискуссии, а также совместная разработка правил. Например: «Я критикую точку зрения, а не людей», «Я выслушаю своих оппонентов до конца, даже если я несогласен с их мнением» и др.  Необходимо оговорить категориальный аппарат, касающийся темы дискуссии для того, чтобы каждая сторона употребляла термины и понятия в одном и том же значении. 4) Важное значение имеет начало диспута. Лучше всего начать с демонстрации материалов, построенных по принципу антитезы, которые позволят участникам осмыслить основные «горячие» точки темы диспута. 5) Преподаватель должен следить, чтобы студенты не отклонялись от темы, чтобы не вели спор ради спора, чтобы  соблюдались правила  этикета (например, правила вежливости), чтобы диспутанты избегали оценок личных качеств оппонетов, что может  привести к межличностному противостоянию или конфликту. 6) В случае спада дискуссионной активности необходимо стимулировать диспутантов уточняющими вопросами или фразами для переосмысления сказанного (демонстрация непонимания, акцентация внимания на незатронутых аспектах темы, использование метода доказательства от противного и др.). 7) Студентам необходимо объяснить простейшие технологии ведения спора.  Для этого можно воспользоваться ПОПС-формулой:  «П – позиция (ваша точка зрения) – Я считаю, что…  О – обоснование (на чем вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) – …потому, что… П – факты, иллюстрирующие ваш довод  – …например…   С – следствие (вывод, призыв к принятию вашей позиции) – …поэтому…». 8) Важным этапом дискуссии является подведение итогов обсуждения, которые должны заключаться в  выработке коллективного мнения, а также четкого обозначения тех позиций, по которым не было принято единой точки зрения, и настрой аудитории на дальнейшее обдумывание проблемы. Распространенными ошибками в проведении дискуссии являются: доминирование мнения преподавателя; издержки стимулирования, когда похвала одному участнику невольно огорчает другого; ситуация, когда несколько участников «забивают» остальную группу и другие.

В последние годы в системе высшей школы появился учебный курс «Деловая коммуникация», которая позволяет сформировать у студентов необходимые знания об искустве спора, научить их правилм этикета и правильного построения публичного выступления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПБ, 2004. – гл. 7. С. – 343- 400.
  2. Методика организации и проведения социальной проблемно-ценностной дискуссии. – URL: http://crtdiytr.68edu.ru/files/1_32.pdf.