РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ШКОЛА – КОЛЛЕДЖ – ВУЗ

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АНАЛИЗ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Афанасьев Александр Николаевич, д.т.н., профессор кафедры «Вычислительная техника» УлГТУ

Новикова Ольга Дмитриевна, доцент кафедры «Теоретическая и прикладная механика и строительные конструкции» УлГТУ

Применение дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в учебной процессе — реалии времени. В настоящее время, когда вузы достаточно оснащены для применения разных технологий поддержки учебного процесса, в том числе и дистанционных, руководство вузов создает отделы или центры, отвечающие за продвижение этих проектов. Кафедрам спускается задание по разработке контента, апробации, доработке, внедрению.

С первых шагов все это является делом коллектива всего вуза. На это выделяются средства вуза, причем немалые. Результаты работы рассматриваются на вузовских конференциях. Да, это достаточно медленный эволюционный процесс, где параллельно происходит внедрение и методическое осмысление, проработка научной составляющей этого процесса. Это проект, разрабатываемый профессорско-преподавательским составом вуза под контролем и участием администрации. Иной путь у УлГТУ. Эти разработки появились 20 лет назад и уже 18 лет закреплены законодательно приказом ректора о создании Института дистанционного образования (ИДО). Название института связано с тем, что УлГТУ вместе с другими семью вузами приказом по Министерству образования стал участником эксперимента по внедрению дистанционного образования. Эксперимент проходил без достаточной теоретической проработки методики и методологии процесса, опережая осмысление и изучение изменений, к которым это может привести. Не было никакой законодательной нормативно-правовой базы. Было огромное желание энтузиастов, в том числе и сотрудников ИДО УлГТУ, изменить учебный процесс в соответствии с изменившимися условиями жизни (массовым внедрением компьютерных технологий) и границы получения знаний (не только в базовом вузе), давая равные возможности жителям городов и глубинки. Причем студенты ИДО обучались на платной основе. Сама структура ИДО полностью работала  (и работает в настоящее время) на принципах самоокупаемости (без наличия бюджетных ставок и финансовой поддержки со стороны головного вуза). Структура доказала свою состоятельность как финансовую, так и выпуском более 11000 специалистов, отвечающих всем требованиям по качеству образования.

С расширением сферы деятельности: включением в состав института двух колледжей, структур допобразования, произошло переименование ИДО в ИДДО (Институт дистанционного и дополнительного образования). Приход руководителя, имеющего свою научную школу, открывшего обучение по ряду технических направлений, магистерскую подготовку, полностью изменил структуру ИДДО и портрет современного студента института. Казалось бы наличие такой мощной структуры, имеющей все необходимое для обучения студентов с применением ДОТ [1] должно было привести к применению этих технологий для всех форм обучения и поддержано всеми педагогами вуза, большинство которых прошло повышение квалификации в ИДДО (Школа e-learning). Но этого не происходит. Можно рассуждать о неготовности части студентов обучаться по тем принципам, которые заложены в основу работы ИДДО, где все автоматизировано, все облегчает не только труд преподавателя, но и обучение студентов. Исследования потребностей студентов, причин по которым выбирается классическая заочная форма и причин, по которым студенты ИДДО, обучающие на платной основе, не хотят переходить на ЗВФ (бюджетная основа), происходит в ИДДО постоянно с обязательным обсуждением на методических семинарах, совещаниях заместителей и начальников отделов под руководством первого проректора, проректора по дистанционному и дополнительному образованию Афанасьева А.Н. Но речь о другом. Речь о психологической  неготовности педагогов. Казалось бы работа в аудитории, имеющей интерактивную доску, режим видеоконференцсвязи расширяет твои возможности, не заставляя этого делать. Интерактивную доску можно использовать как обычную, студенты могут присутствовать в аудитории. А те, кто вынужденно пропускает занятия или не может сразу понять то, что изучалось, могут посмотреть видеозапись. Преподаватель может использовать ДОТ только для самостоятельного изучения студентами материала, который невозможно прочитать на лекциях в силу ограниченного числа отводимых часов на аудиторные занятия, контроля и самоконтроля уровня знаний. В реалиях вуз, флагман в области применения ДОТ в образовании, не смог их внедрить в дневную форму обучения. Исследования, проведенные сотрудниками ИДДО, показывают, что это связано с тем, что ДОТ коренным образом меняют понятие «образовательное пространство», расширяя его от закрытой аудитории до открытого пространства, доступного каждому. И многих педагогов это пугает, так как требует методической подготовки к занятиям. А в техническом университете, где большинство преподавателей не имеют педагогического образования, являясь прекрасными специалистами в своей предметной области, это особенно значимо. Руководство и сотрудники ИДДО сделали все возможное для обучения профессорско-преподавательского состава университета, популяризации процесса применения ДОТ (лично первый проректор посетил совещания преподавателей всех факультетов с презентацией, показывающей роль, место, задачи стоящие перед факультетом). Но, наверное, пришло время переподготовки всех преподавателей УлГТУ через систему дополнительного образования для повышения педагогического мастерства (исключая закончивших аспирантуру, где это входит в учебный план, и ветеранов, имеющих большой практический опыт работы). И безусловно, необходимо грамотное администрирование, делающее процесс применения ДОТ, современные технологии, инновационную педагогику обязательным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Афанасьев, А.Н., Новикова, О.Д. Семнадцатилетний опыт работы Института дистанционного и дополнительного образования УлГТУ: изменения, перспективы. – III Международная научно-практическая конференция «Электронное обучение в непрерывном образовании 2016» (Россия, Ульяновск, 13-15 апреля 2016 г.) : сборник научных трудов. – Ульяновск : УлГТУ, 2016. – 119-122 с.