РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ШКОЛА – КОЛЛЕДЖ – ВУЗ

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ

Зиновьева Эллона Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Общенаучные дисциплины» ИАТУ УлГТУ

Социально-политические потрясения, произошедшие в России на рубеже XX-XXI веков, негативно повлияли на все сферы жизни общества. И сегодня мы пожинаем плоды «лихих 90-х», которые оставили глубокий след не только в сфере политики и экономики, но и образовали брешь в идеологическом, нравственном и патриотическом воспитании молодежи.

Кризисные явления негативно отразились и на институте семьи, роль которой в формировании гражданственности и патриотизма молодежи значительно снизилась. Негативным образом повлияло на молодежь чрезмерное увлечение Интернетом, где наряду с полезной обучающей информацией и видеопродукцией существует огромное количество низкопробной. Эти факторы отрицательно влияют на формирование мировоззрения и системы ценностей молодежи. По данным опроса Института социологии РАН (2009), 55% опрошенных молодых людей готовы переступить через моральные нормы для достижения личного успеха; от 30 до 50% – считают приемлемым обогащение за счет других, хамство, пьянство, аборты, супружескую измену, проявление нетерпимости к людям других национальностей и др. [3].

Сегодня российское общество осознает необходимость целенаправленной работы по воспитанию подрастающего поколения на основе морально-нравственных ценностей и патриотизма. Об этом свидетельствуют и слова Президента Российской Федерации В.В. Путина: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и ее будущее» [1].

В современных условиях основная нагрузка по формированию морально-нравственных ценностей личности, активной гражданской позиции и патриотизма ложится на образовательную сферу и в большей степени на предметы социально-гуманитарного цикла: историю, культурологию, философию, политологию и др.  Помимо образовательной значимости эти дисциплины несут в себе богатый воспитательный потенциал, позволяя вести со студентами диалог об общечеловеческих ценностях: милосердии, доброте, уважении к старшим.

Без формирования высоких нравственных качеств невозможна успешная социализация человека. Ориентация в таком процессе на патриотизм становится основой духовно-нравственного воспитания, формирования мировоззрения в духе любви к Родине, гордости за ее историческое прошлое и социальной ответственности за настоящее и будущее страны.

Пренебрежение к социально-гуманитарным дисциплинам, которое нередко проявляют студенты негуманитарных вузов, может привести к многим негативным последствиям. Во-первых, оно может стать причиной общей «социальной незрелости», во-вторых, качественное гуманитарное знание  позволяет человеку не только грамотно отстаивать свои личные права, но и успешно противостоять разного рода идеологическим манипуляциям со стороны масс-медиа [2].

Сейчас такая опасность актуальна не только со стороны «псевдопатриотов» националистического толка, но и в связи с обострившейся угрозой, исходящей от различных экстремистских групп, активно ведущих пропаганду своих идей в социальных сетях.

Таким образом, одной из важнейших задач отечественной системы высшего образования является не просто подготовка грамотных специалистов, а формирование профессионалов в широком смысле этого слова – граждан, обладающих не только знаниями, необходимыми для успешной деятельности в своей области, но и набором всех тех высоких духовных и нравственных качеств личности, которые отличают патриота своего Отечеств, способного самостоятельно мыслить и развиваться. Очевидно, что задачи по формированию мировоззрения и воспитанию патриотических чувств студентов могут быть успешно реализованы, если усилия будут направлены не только на развитие, но и на саморазвитие личности студента.

В рамках системы непрерывного образования с учащимися проводится многоплановая работа, включающая не только учебную и научную деятельность, но и воспитательную — это беседы со студентами по актуальным вопросам, посещение выставок и музеев, совместное участие в мероприятиях, приуроченных к значимым датам нашей истории. Следует особо отметить важность мероприятий, проводимых с целью противодействия идеологии международного экстремизма.

Перекос в сторону более качественного изучения инженерно-технических дисциплин за счет уменьшения гуманитарной составляющей обучения может негативно повлиять на формирование духовно-нравственных качеств и гражданско-патриотической позиции учащейся молодежи. В заключение хочется напомнить важную и актуальную для сегодняшнего дня мысль, высказанную  видным политическим деятелем, философом и поэтом Ральфа Эмерсона: «Истинный показатель цивилизации – не уровень богатства, не величина городов, а облик человека, воспитываемого страной».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Фрагмент из выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина в г. Краснодаре на встрече с представителями общественности по вопросам духовного состояния молодежи и ключевым аспектам патриотического воспитания от 13.09.2012.
  2. Зиновьева, Э.Н. Гуманитарные дисциплины в процессе нравственного воспитания при подготовке специалистов в вузе //Проблемы современной организации и содержания профессионального образования: мониторинг качества. – М. — Калуга, 2013. – С. 200-204.
  3. Проблемы духовно-нравственного состояния общества и подрастающего поколения /брошюра составлена Комиссией Общественной палаты РФ по социальной и демографической политике. – М.,2009.
  4. Русинова, М.М. Проблемы патриотического воспитания студенческой молодежи //Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 54. – C.31-35. URL:http://e-koncept.ru/2015/75078.htm