РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ШКОЛА – КОЛЛЕДЖ – ВУЗ

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Гильмутдинова Нина Амировна, канд. филос. н., доцент кафедры «Философия» УлГТУ

 История высшего образования, насчитывающая около тысячи лет, демонстрирует его жизнеспособность и интенцию к изменениям, содействие общественному прогрессу. Современное информационно-сетевое общество – это общество знаний, в котором важнейшей компонентой культурного, экономико-технологического и экологически безопасного развития человека и человечества являются высшее образование  и научно-исследовательские практики. Новые задачи требуют качественных изменений во всех сферах  образовательного процесса, корреляции его потребностям современного общества. Приоритетными педагогическими задачами провозглашаются поиск оптимального соотношения системы ценностей в содержании образования с позиции его качества [см. подробнее 2].

Каждый, кто имеет отношение к оценке качества, в том числе и образования, сталкивается с вопросом «Что такое качество?».

В литературе мы встречаем несколько определений концепции качества. Иногда качество определяют как «соответствие целям». Качество также определяют в дополнительном ценностном выражении. Другое наиболее употребляемое определение строится на соответствии требованию потребителя/покупателя: «качество – это удовлетворение клиента». Качество взаимосвязано с процессом и результатом. К тому же, понятие качества для разных людей различно.

Как показывает исследование последних нормативных актов по вопросам качества подготовки специалистов, изданных правительством, оно рассматривает качество посредством расчета определенных коэффициентов, характеризующих деятельность высших учебных заведений независимо от профиля подготовки специалистов, а именно: коэффициент зачисленных и исключенных студентов, продолжительности учебного процесса, процента принятых на обучение и отчисленных абитуриентов, то есть чем больше зачисленных студентов заканчивают образовательную программу в определенное для нее время и получают степень международного стандарта при снижении затрат на обучение, тем выше качество.

    Большинство работодателей при оценке качества подготовки выпускников вузов ценят знания, навыки и умения студентов, полученные за годы обучения и имеющие практическую направленность. Многие из них не осознают, что без глубокой теоретической подготовки сегодняшние выпускники не смогут совершенствовать свои знания в последующем, в условиях ускоряющегося научно-технического прогресса.

В глазах студентов качество образования приобретает совершенно другое значение. Для них качество связано с вкладом в индивидуальное развитие студента и подготовкой для занятия соответствующего места в социуме. Следовательно, образование должно быть ориентировано на индивидуальные потребности и личностное развитие студента.

Преподавателем  вуза качество образования определяется как хорошая академическая подготовка студента, основанная на эффективном применении знаний, наличии современной обучающей среды и неразрывной связи между обучением и научными исследованиями.

Итак, качество образования – это многогранное понятие, вбирающее в себя различные содержательные характеристики и горизонты контекстуальности. Вместо пространных рассуждений о качестве образования как таковом (тогда это будет сильная идеализация, предполагающая предельную абстрактность), целесообразнее эксплицировать разные аспекты качества.

 Следует провести четкую грань между требованиями к качеству, установленными студентами, академической общественностью, рынком труда, обществом и правительством. Поэтому поиск точного и однозначного определения качества безрезультатен, «абсолютного качества» мы не найдем. Таким образом, заинтересованные стороны этой дискуссии выдвигают свои критерии и оценки, сложившиеся в практике определенных социальных образований и структур. Вуз или факультет как непосредственный представитель стороны, обеспечивающей получение образовательной услуги, в целях поддержания своей конкурентоспособности должны попытаться совместить эти разные пожелания и требования. По возможности, ожидания и требования всех субъектов должны быть преобразованы в цели и задачи факультета или образовательной программы. Если это будет реализовано, тогда можно говорить о качестве подготовки ВУЗом или факультетом.

На основании вышеизложенного под качеством образования необходимо понимать уровень подготовки студентов, позволяющий им иметь достаточные теоретические знания, обладать навыками и умениями, необходимыми для практической деятельности, на основе которых они в последующем смогут совершенствовать их или осуществлять научно-исследовательские работы, а также соответствовать потребностям работодателей. В то же время знания должны быть получены в отведенное для этого программой время, и отвечать стандартам, установленным правительством, и позволять занять выпускникам соответствующее место в обществе.

Что сделает образование соответствующим представленным выше критериям, а также инновационной динамике общественных вызовов и рисков? Понятно, что единовременные усилия по оптимизации содержания образовательного процесса либо существенное увеличение государственных средств на его реализацию всей проблемы не решит. Должны быть проведены системные изменения, запущены ситуации саморазвития и самообновления как системно-функционального, так и содержательно-методологического характера [1, с. 74-75].

 Это означает, к примеру, открытый характер образовательных стандартов и поддерживаемых ими компетенций; оценка качества образования определяется не только субъектами высшей школы, но и представителями общественных и профессиональных объединений, всем гражданским сообществом.

Далее, сама образовательная среда предполагает нарастание альтернативных и конкурентных тенденций, что, однако, не должно приводить к регионализации, узкой специализации, конфессионализации и пр. Стимулирование качества образования тоже должно быть многовариантным, гибким, учитывающим достигнутые результаты и провозглашаемые стратегемы.

Все современные декларации о высшем образовании (всемирного и локального масштаба), его месте и роли в социальном процессе напрямую связывают их осуществление с глобальными общественными изменениями, происходящими во всех сферах и на всех уровнях: политическом и экономическом, информационном и технико-технологическом, социальном и индивидуально-личностном, научном и мировоззренческом, международном и регионально-национальном, стоимостно-эффективном и ценностно-гуманитарном.

Мир современной культуры переживает новый вызов Образованию как системе, как обучающему (знаниевому) контенту, как методолого-методической деятельности, как бизнес-проекту, как воспитательной практике, как социально-личностной мотивации всех субъектов образовательного процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гильмутдинова, Н. А. Индивидуализированное общество и образовательные риски // Общество в различных измерениях: сборник научных трудов V всероссийской теоретико-практической конференции, посвященной памяти доктора философских наук, профессора Г.Ф. Миронова (1944-2008), г. Ульяновск, 18-19 апреля 2016. – Ульяновск: УлГТУ, 2016. – 191 с. – с.69-75.
  2. Гильмутдинова, Н. А. Образование как медиаобразование: выход из кризиса? (попытка социально-философского вопрошания) // Электронное обучение в непрерывном образовании 2016. III Международная научно-практическая конференция (Россия, Ульяновск, 3-15 апреля 2016 г.): сборник научных трудов. – Ульяновск: УлГТУ, 2016. – 1320 с. – С. 1038-1043